четверг, 5 января 2012 г.

Пространственное восприятие

Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела. Они играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней
Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных («над», «под»).

Дошкольники, а иногда и младшие школьники затрудняются в дифференциации предлогов «к – у», «в-на» (к дому – у дома, в столе – на столе). Нередко они смешивают предлоги «перед – после – за». Например: «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом».
Дошкольники испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий – узкий», «толстый – тонкий». Они заменяются обозначениями «большой» или «маленький». Часто у них наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». В дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например, дети долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в два – три столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом).
Достаточно распространенны у дошкольников ошибки при определении и соотнесении возраста и ролей в семье. Трудности вызывает образование отчества от имени отца или дедушки. Так, типичным ошибочным ответом на просьбу представиться полным именем будет вариант: «Саша Димович» или «Витя Лешевич».
Для развития и уточнения пространственных представлений рекомендуются следующие задания и упражнения:
- на дифференциацию правой и левой частей тела:

1. Выполнение речевых проб Хеда (перед этим обязательно повторить где
правая/левая рука, нога у ребенка; правая/левая рука воспитателя):
 «Покажи правой рукой правое ухо», «Покажи левой рукой правый глаз» и т.д.

2. «Делайте как я»: детям предлагается воспроизвести движения,
выполняемые воспитателем, стоящим напротив.
Задание требует мысленной пространственной переориентировки для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности детей.
- ориентировка в окружающем пространстве:

Положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге и карандаш по отношению к тетради – слева или справа.
Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева.
Определить след какой ноги (правой или левой) отпечатан на песке.
Определить пространственное расположение рисунков на картинке относительно друг друга:
Кто находится в центре рисунка? Что находится в правом верхнем углу? Что находится слева от …? Кто находится в правом нижнем углу? Сложить фигурки из палочек по образцу, затем по памяти. Сначала из двух – трех палочек, потом из четырех палочек.
«Куда пойдешь и что найдешь?»

В группе в разных местах прячутся натуральные предметы или их изображения. Воспитатель предлагает ребенку ряд действий по их поиску, например:
вперед пойдешь – машину найдешь
вправо пойдешь – самолет найдешь
влево пойдешь – корабль найдешь
назад пойдешь – паровоз найдешь
Куда ты хочешь пойти и что найти?

6. Найди спрятанный предмет: какой – либо предмет прячут в группе, а
затем воспитатель дает инструкцию: «Сделай шаг вперед, сделай два шага
вправо, еще шаг вперед» и т.д. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий