среда, 9 ноября 2011 г.

Организация логопедической работы в детском саду

        Дошкольники,   имеющие   отклонения   в   речевом развитии,  должны   получать  логопедическую  помощь.   От своевременного  начала  обучения  и  воспитания  этих  детей
во  многом  зависит  успех  дальнейшей  работы. Чем  раньше начинаем  работать  с  ними, тем  более  полной  оказывается компенсация  дефекта   и  готовность  к  усвоению  школьной программы.
      Мы  выявляем и регистрируем  детей, нуждающихся в  логопедической  помощи  (как посещающих детские  сады, так  и  неорганизованных).  Проводим  консультацию   для  родителей  этих  детей.  При  необходимости,  направляем   в   ПМПК   "Детство".  

      Детей,   посещающих   наш детский  сад   предварительно  приглашаем  с  родителями  на свой  медико-педагогический  консилиум.
      Комплектование  на  следующий  учебный  год  начинаем  с  осени.  Родителей,  дети   которых   получили  направление    ПМПК,   приглашаем    на   общее    организационное  родительское  собрание.  Дети  поступают  в  логопедическую группу  в  конце   августа  постепенно,  знакомятся   с  детьми, сотрудниками,  адаптируются  к  новой  обстановке.
      В   течение    учебного    года    логопед    оформляет  следующую   документацию:
                        -  годовой  план  логопедической  работы; 
                        -  речевые  карты  детей;
                        -  перспективный  план;
                        -  календарный  план  фронтальных  занятий;
                        -  тетрадь  взаимосвязи  воспитателей  и  логопеда;
                        -  папки  индивидуальной  работы  с  детьми;
                        -  отчет  о  результатах  логопедической  работы.
      Первые   две   недели   сентября  проводится  всестороннее  обследование  знаний  и  умений  детей  (учителем-логопедом,  воспитателями,  музыкальным  руководителем,  физ. инструктором,  психологом).   После   этого   собираемся   на педагогический   совет,   на   котором   присутствуют  все  эти специалисты  и  администрация   детского  сада  (заведующая, методист).  На  педсовете  даем  индивидуальную  характеристику  каждому  ребенку  данной  группы,  определяем  уровень его   развития   (высокий,  средний,  низкий).   Здесь учитель-логопед знакомит   других  специалистов  с  основными   дефектами  в речевом  развитии  каждого  ребенка    соответствии  с  речевой  картой),  особенно  подробно  останавливается  на  содержании  коррекционного  обучения  детей,  имеющих  наиболее тяжелые  отклонения  в  развитии. 
      Сразу  после  обследования,  т. е.  после  15  сентября, проводим  и  групповое  родительское  собрание,  на  котором знакомим   родителей  с  результатами  обследования  группы, (не  говоря  индивидуально  о  детях),  рассказываем о задачах, которые  стоят  перед  нами,  знакомим   с  режимом  дня,  расписанием фронтальных  и  индивидуальных занятий с детьми, показываем, как делать артикуляционную  гимнастику, как заниматься  с  детьми  дома.
      Логопед  проводит  фронтальные  занятия  (их  количество  зависит  от  периода  обучения)  в  утренние  часы.  На первом  году  обучения,  пятилетние  дети  с  общим  недоразвитием  речи  не  могут  полноценно  овладеть  учебным  материалом  на  фронтальных  занятиях  со  всей  группой.  Сказывается   отставание  не  только  в  развитии  речи,  но  и  снижение   внимания,   памяти,   быстрая  истощаемость  и  утомляемость.  Поэтому  целесообразно  делить  группу  на   две  подгруппы   с  учетом   уровня  речевого  развития.
      Например,  с  первой   подгруппой:   9.00 – 9.20,   со   второй  подгруппой: 9.30 – 9.50. В  это  же  время  воспитатель  проводит  с  параллельной  подгруппой  занятие  по   развитию   элементарных   математических  представлений  (или  другое).
      К  каждому  фронтальному   занятию   должен   быть составлен  развернутый  план  (или  конспект),   где  указаны: тема,  цель, оборудование, основные  этапы  занятия.  Заранее, методически   правильно   подбирается   наглядный  материал, обязательно   доступный   детям   данной  подгруппы.
      С  10.00  до  13.00  логопед  проводит  индивидуальную или   подгрупповую   работу  с  детьми.    
      Индивидуальные папки  ведутся   на  каждого  ребенка   отдельно.  В   них   записываем   содержание   речевой работы   с  ребенком  (слоговые  упражнения,  слова,  предложения,  чистоговорки,  рассказы,  стихи  и  т. д.),  упражнения  на   развитие   внимания,   памяти,   логического    мышления.
      Папку  ребенок  берет  домой,  чтобы  повторить  занятие  с родителями,  выполнить   упражнения   на   развитие   мелкой моторики  и  др.
      Ежедневно  логопед  записывает  воспитателю  задание  для  логопедической  работы  с  детьми  во  второй  половине  дня.  Сюда  входят  артикуляционные  упражнения, проговаривание  предметных  и  сюжетных  картинок, повторение текстов  и  стихотворений,  различные  упражнения  на  развитие  внимания,  памяти,  мышления,  фонематического  слуха, формированию   лексико-грамматических   средств   языка. Все   виды   заданий   должны  быть  знакомы   детям.  В  вечернее   логопедическое  задание   не  включается  постановка звуков,  а  только  закрепление  звуков,   поставленных   логопедом.
     Еженедельно, во второй половине дня логопед приглашает родителей на  индивидуальные  консультации.
   Один раз в   квартал, на родительском собрании, логопед рассказывает родителям о состоянии речевой работы в группе.
     В конце учебного года оформляется отчет о проведенной логопедической работе, подводятся ее итоги. Один экземпляр отчета хранится у заведующей детского сада, второй остается у учителя-логопеда.
      Логопедический кабинет должен быть достаточно оснащен учебным и дидактическим материалом (см. консультацию "Систематизация материала в логопедическом кабинете).

7 комментариев:

  1. здравствуйтею.Я логопед и работаю в детском садике. Могли бы вы объяснить как написать план и дневник логопеда.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, коллега. Дневника логопеда нет в перечне обязательной документации. А что касается плана, то их несколько: годовой план, перспективный план, планы фронтальных занятий, календарный план. Что Вас конкретно интересует? Охотно поделюсь опытом.

      Удалить
  2. Здравствуйте!Как написать перспективный план, план фронтальных занятий и календарный план? Заранее спасибо.

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый день.я молодой специалист .с декабря начала работать в дет.саду.в конце мая требуют диагностику .по какой схеме она проводится и общая диагностика. Напишите пож.как ее составлять.что конкретно нужно для это

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Диагностику проводят в соответствии с программой, по которой работают. В нашем детском саду коррекционные группы работают по программе Нищевой, в которой есть все критерии диагностики.

      Удалить
  4. Анонимный5 мая 2013 г., 22:56

    Спасибо! Ещё есть вопрос: в отчёте таблице есть пункт: "рекомендовано направить". В массовую школу.в речевую школу.во вспомогательную школу и в массовый сад.как правильно заполнить каждый из этих пунктов.

    ОтветитьУдалить
  5. Людмила Борисовна, день добрый! Надеюсь на Вашу подсказку. По одной из учебных дисциплин у меня задание: подобрать по 3 методики для обследования познавательных процессов ребенка дошкольного возраста
    с нарушениями речи. Методы (игры, задания и т.д.) я нашла и придумала,
    а вот с МЕТОДИКАМИ затруднения... Может с высоты своего опыта что-то
    подскажете. Заранее спасибо.

    ОтветитьУдалить