Опыт работы


         ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ.

      Полноценное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной  речи. Нарушения речи  отрицательно влияют на развитие  ребенка, негативно  отражаются на  его деятельности.
Ограниченность речевого общения может  затруднять формирование личности ребенка, вызывать специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию таких качеств характера, как застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Главная задача логопеда помочь преодолеть речевые нарушения.
Результаты обследования детей логопедической группы показывают, что многие из  них страдают моторной алалией. Работу по преодолению  речевых  недостатков  у  алаликов считаю очень важной и интересной.
Поэтому я обобщила опыт работы на тему: "Основные   этапы  логопедической  работы с детьми, страдающими моторной  алалией". 


Применяю эту методику с 1995 года. Постоянно обновляю и пополняю практический материал. Несмотря на определенную специфичность, работа строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь постепенности перехода от легкого к трудному, сознательности усвоения материала, учета возрастных особенностей и уровня речевого развития детей.
Работа с детьми дает положительные результаты, около 90% детей уходят из логопедической группы с чистой речью, хорошо подготовленными к школе.
При алалии нарушены операции отбора и программирования на  всех  этапах  порождения и приема  речевого  высказывания, вследствие  чего  оказывается  несформированной  речевая деятельность  ребенка.  Система  языковых  средств  (фонематических, грамматических, лексических)  не формируется.  Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов. Встречается несколько вариантов алалии  в  зависимости  от  того,  какие  речевые  механизмы  не сформированы  и  какой  из  этапов  преимущественно  страдает.
В практике логопедической  работы  наиболее  часто  встречаются  дети,  страдающие  моторной  алалией.   Характерным  признаком моторной алалии является преобладание расстройств экспрессивной   речи,  то  есть  резкое  снижение  возможностей самостоятельных  связных  высказываний.  У детей  отмечаются затруднения  в  овладении  активным словарным  запасом, грамматическим   строем   речи,  звукопроизношением   и   слоговой структурой  слова. Это проявляется  на  фоне относительно полноценного  понимания  речи.
При моторной алалии  могут  наблюдаться  разные уровни речевого   развития,   выделенные   и  описанные   профессором   Р. Е. Левиной:  от   полного  отсутствия   общеупотребительной речи  до  развернутой  речи  с  элементами  лексико – грамматического  и  фонетико – фонематического  недоразвития.
В обобщаемом  опыте  моей  работы, я предлагаю  характеристику основных  этапов  логопедической  работы с детьми, страдающими  моторной  алалией.
На 1 сентября  2011  года   была   скомплектована  группа для детей с тяжелыми  нарушениями  речи  в  МДОУ  "Детский сад    184" г. Краснодара.   Поступило 16 детей,  из  них 9  детей  с  Ш уровнем  речевого  развития, 5 – со  П  уровнем, 2 – с 1 уровнем.
После всестороннего обследования  речевых  и  неречевых функций  детей, был сделан  вывод, что  6  детей  этой группы с  моторной  алалией.  Результаты  обследования  фиксировались  в  речевых  картах.
При  составлении  перспективного  плана  работы  с  детьми   данной   группы,  я  опиралась   на  основные  принципы логопедической  работы  с  детьми – алаликами :

1.      Принцип  опоры  на  онтогенез:

- преимущественное развитие предикативной функции речи

- постановка  звуков  проводится  только  после  того, как  у ребенка  появилась  фразовая  речь;

- формируя   фразовую   речь,  логопед  в  первое  время  не обращает  внимания  на  грамматические  ошибки;

        - логопед  использует  в  своей  работе  то,  что  в  процессе восприятия  речи  всегда  опережает  собственную  речь;

        - при  постановке  звука,  логопед  учитывает  возраст  созревания  артикуляции  данного  звука.

2.      Принцип  опоры  на  ведущую  деятельность  возраста .

(В нашем случае, ведущая деятельность возраста – игровая)

3. Принцип  системности.  Ведется совместная  работа  по развитию речи и неречевых  процессов (внимания, восприятия, памяти,  мышления).

3.      Комплексный  принцип.  С  одним  ребенком  должен  работать  ряд  специалистов: психолог, логопед, врач, музыкальный  руководитель, физ.инструктор, воспитатель.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ – АЛАЛИКАМИ.

1.      Формирование  психологической  базы  речи.

П. Развитие  понимания  речи.

Ш. Формирование  экспрессивной  речи.

1У. Подготовка  детей  к  овладению  письмом и чтением.
                                 Представление опыта   работы.



      дата

уровень

мероприятия

место

представления

  документы

Ноябрь

2007

детского

сада

МДОУ

д/с № 184

отзывы 

Апрель

2008

окружной

СОШ № 52

отзывы 

Январь

2010

краевой

МДОУ

д/с № 184

сертификат

Март

2010

детского

сада

МДОУ

д/с № 184

протокол

педагогического совета

Май

2011

городской

МОУ ДПО «Дошкольный 
методический

центр» г.Краснодара

рецензия,

сертификат