четверг, 5 января 2012 г.

Развитие памяти


В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности, но это господство непроизвольной памяти: ребенок запоминает лучше всего яркое, необычное, интересное.
Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от детальности восприятия группировки предметов, так при простом рассматривании картинок ребенок запоминает их гораздо хуже, чем в том случае, если их разложить по группам. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.


В 4-5-летнем возрасте в памяти дошкольника происходит важнейшее изменение – она приобретает элементы произвольности. Ребенок начинает осознавать и использовать некоторые приемы запоминания.
Наиболее благоприятные условия для овладения произвольны запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминании является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.
В своих занятиях воспитатель может использовать следующие игровые приемы для развития памяти детей:

1. Игра «Я положил в мешок …»
Воспитатель начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя и т.д.

2. Разложить на столе палочки, из которых сделана какая-либо простая фигура (домик, квадрат, треугольник и т.п.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите повторить, сложить такую же.
Усложнить это упражнение можно, складывая фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

3. «Запомни фразы»
Прочитайте ребенку фразы, такие, например:
1.Осенью идут дожди.
2.Дети любят играть.
3 .В саду растут яблони и груши.
4.В небе летит самолет.
5.Мальчик помогает своей бабушке.
Попросите ребенка повторить фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно.

4. «Кот в мешке»
Воспитатель предлагает детям достать предметы из волшебного мешка. Ребенок на ощупь должен определить, что лежит в мешке. Если определил правильно, достает предмет. Если ошибся, то предмет остается в мешке. Затем надо запомнить эти предметы в том порядке, в каком они доставались из мешка. Запомнить это можно, сочинив историю, в которой участвуют эти предметы в нужной последовательности (на первом этапе используются предметы, которые легко узнать на ощупь).

5. «Лишние слова»
Воспитатель предлагает запомнить 5 слов. Для этого надо составить рассказ. Постараться, чтобы рассказ был интересным, веселым. Затем игра продолжается. Воспитатель зачитывает 10 слов, среди которых 5 знакомых и 5 лишних. Дети должны, услышав знакомое слово поднять правую руку, а незнакомое – левую.
Игру необходимо проводить по частям. Рассказав первую часть игры, необходимо выслушать все составленные рассказы. И только затем переходить ко второй части игры.


Комментариев нет:

Отправить комментарий