воскресенье, 23 октября 2011 г.

Систематизация материала в логопедическом кабинете

    
         Успех логопедической работы с детьми во многом зависит от наличия  разнообразного   наглядного материала. Все пособия должны быть систематизированы с учетом речевых нарушений  детей,  их  возраста.  Материал   необходимо  правильно  и  эстетично  оформлять: картинки яркие, доступные  детям, наклеены на картон определенного формата,  для  более  длительной  службы  картинки  можно   закрыть  полиэтиленом  или  скотчем.

      Работу  с  детьми  мы  начинаем  с  обследования,  которое  позволяет  обеспечить  не  только  эффективность  логопедических  занятий,  но  и  выбрать  правильное  направление коррекционного  воздействия.                        
      Нередко  встречаются  дети, речевая  патология  которых  обуславливается   снижением   физического   слуха   или интеллекта.  Поэтому  в  логопедическом  кабинете  необходимо иметь  пособия   для  обследования  физического  слуха  и интеллектуальной  деятельности.

      Для   обследования   слуха   нужен   набор   игрушек, картинок,  набор  звучащих  предметов:  колокольчик,  бубен, барабан,  дудочка,  погремушка,  свисток  и  поющие  игрушки (петушок,  птичка,  соловей).

      Для  обследования  интеллекта  рекомендуется  иметь следующие  материалы:
     - пирамидки из 6 и более колец:


      - "почтовый ящик":


                      


                        - кубики  разного  цвета  и  размера;

                        - разрезные  картинки  разной  конфигурации;

                        - набор  матрешек;

                        - счетный  материал  в  пределах 10;

                        - лото "живое – неживое",  "бывает – не бывает";

                        - игра  "Сравни  и  отличи";

                        - наборы  карточек  на  обобщение;

                        - игра  "Четвертый  лишний":



      Известно,   что    обследование    должно    быть разносторонним: 

1). Выявлять  уровень  развития  связной  речи.

2). Выявлять  степень  сформированности  лексико-грамматических  средств  языка.

3). Определять  состояние  звуковой  стороны  речи.

4). Исследовать  уровень  фонематических  процессов.

      Желательно    иметь   в   логопедическом   кабинете  магнитофон,   магнитную   азбуку.

      Пособия   для  обследования   речи   в  дальнейшем используются  и  в  коррекционной  работе:

                        а/  связной  речи;

                        б/  лексического  запаса;

                        в/  грамматического  строя  речи;

                        г/  звукопроизношения;

                        д/  фонематического  восприятия.

          Для    обучения   навыкам   связной   речи   не­обходимо  иметь   набор   сюжетных   картинок   и  серий   сю­жетных  картинок   для   составления   рассказов   разной  сложности,  подборки   текстов   для   пересказа,  подборки   текстов   для   составления   рассказов   с   использованием   фланелеграфа   (сенсорные    маркеры   для   описательных   рассказов,   адаптированные   рассказы  цепной  структуры и  картинно – графические  планы   к  ним,  и  т.  д.)

Материал  для  работы  над  лексико-грамматическим   строем   языка:

1.  Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам:  игрушки,  посуда,  животные, …  (раздаточные  и демонстрационные),  загадки  и  стихи  на  эти  темы.  

2.  Картинки на уточнение значений слов (синонимы, антонимы,  многозначность,  и  т. д.).

3.  Карточки на употребление различных частей речи: прилагательных, глаголов, наречий.

4.  Сюжетные  картинки  "Что  забыл  нарисовать  художник?"                                 

5.  "Большие  и  маленькие  (животные  и  их  детеныши).

6.  "Чей  хвост,  чья  голова?"

7.  "Кто  с  кем  дружит?"  (родственные  слова).

8.  "Позови  к  себе  слова"  (пыль  сосет – пылесос).

9.  Карточки  с  речевыми  играми  по  каждой  лексической теме. 

                                   Грамматический   строй   речи:

1.  Наборы  предметных  и  сюжетных  картинок  для  составления  предложений.

2.  Игра  "Кто  чем  питается"  (творительный  падеж).

3.  "Кого  увидели  в  зоопарке"  (родительный  падеж).

4.  Наборы  картинок  на  понимание  грамматических  форм:

      -  категория  числа  существительных  (кот – коты);

      -  категория  числа  прилагательных  (большой – большая);

      -  категория   рода   глаголов  (Валя  упал.  Валя  упала).

      -  категория  времени  глаголов  (Где  мальчик  рисует,  а где  мальчик  нарисовал);

      -  категория  вида  глаголов  (лепит  утку,  слепил  утку, …);

      -  понимание оттенков действия (кто входит, подходит, переходит, обходит; шьёт, вышивает, …);

                                         Автоматизация    звуков.

1.  Предметные картинки по количеству детей в группе, с учетом разной позиции звука в слове  (не  содержащие дефектных  для  детей  звуков).

2.  Карточки  со  словами  различной  слоговой  структуры  и с  предложениями,насыщенными  словами  сложной  слоговой  структуры.

3.  Сюжетные  картинки  для  проговаривания  или  заучивания предложений  или  рассказов,  насыщенных  автоматизируемым  звуком.

4.  Карточки  с  речевым  материалом  для  автоматизации  и дифференциации  звуков  (слоги,  слова,  предложения, чистоговорки,  скороговорки, стихи,  загадки,  рассказы).

5.  Дидактические  игры  на  автоматизацию  и  дифференциацию  звуков.            



                        
















Комментариев нет:

Отправить комментарий