пятница, 14 октября 2011 г.

Взаимосвязь в работе воспитателей и логопеда при коррекции нарушений у детей логопедической группы



          Одним   из   важных  принципов   работы  с  детьми –  логопатами   является   четкая   взаимосвязь   в   работе  воспитателей  и  логопеда.  Воспитатель  группы  для  детей  с  нарушениями   речи   выполняет   помимо   образовательных,   ряд коррекционных  задач,  направленных  на  устранение  различных   недостатков,  обусловленных  особенностями   речевого дефекта. Воспитатель  работает  над  устранением  отклонений в умственном  и  физическом  развитии  детей  и  над  обогащением  представлений  об  окружающем.
         Особое   внимание  должно   быть  обращено  на  развитие  восприятия,  памяти,  некоторых  форм  словесно-логического  мышления.  Обязательно  следует  учитывать  своеобразное  отставание  в  формировании   познавательной   активности, которое  складывается  у  детей  под влиянием речевого дефекта, сужения  контактов  с  окружающими,  неправильных приемов  семейного  воспитания  и  других  причин.





         В  задачу  воспитателя  входит  также  создание  доброжелательной  обстановки  в  детском  коллективе,  укрепление   веры  детей  в  собственные  возможности,  сглаживание отрицательных  переживаний,  связанных  с  речевой  неполноценностью, формирование  интереса  к  занятиям. Воспитатель должен  уметь  разбираться  в  различных  негативных   проявлениях    поведения    ребенка,   вовремя   замечать   признаки повышенной   нервозности,   конфликтности,   или   напротив, повышенной   утомляемости,  истощаемости,  пассивности   и вялости.  Правильно  организованное  психолого-педагогическое   воздействие  в  значительном  большинстве  случаев  предупреждает  появление  стойких  нежелательных  отклонений в  поведении,  формирует  в  группе  коллективные,  социально приемлемые  отношения.
       Воспитатель не должен сообщать о дефектах и состоянии речи другим лицам или обсуждать поведение детей и родителей в присутствии посторонних.
          Работа  воспитателя  логопедической   группы   начинается  с  обследования  детей.  В  первые  две  недели  сентября   воспитатель  обследует   каждого   ребенка,  выявляя   уровень  его  знаний   и  умений  по  всем  видам  учебной  и  неучебной  деятельности. Заполняется  специальная  схема  обследования. Полученные результаты обследования воспитатель сравнивает с программными  требованиями данной и нижестоящей возрастных групп. На основании этого воспитатель намечает объем материала по разным видам учебной деятельности и последовательность его усвоения.
         Работу   в   связи   с   программными   лексическими темами  начинает  воспитатель.  Логопед  углубляет  эту  работу,  формируя   у  детей  лексико-грамматические  обобщения путем  специальных  практических  упражнений.  На  воспитательских   занятиях   учитывается   материал  логопедических занятий  (прошедших  или  предстоящих),  а  на  логопедических – материал  прошедших  воспитательских  занятий.
Перед воспитателями  стоят  следующие  задачи:
1).  Развитие  словаря  детей.
2).  Закрепление  и  развитие  навыков  связной  речи.
3).  Закрепление   навыков   правильной  речи,  полученных  на  логопедических  занятиях.
Итак,  воспитательское  занятие  посвящено  определенной  программной  теме,  но:
   1/  в  него   включается   несколько   отработанных логопедом  лексико-грамматических  и  синтаксических  моделей;              и л и
  2/ на  нем  создается  база  для  их отработки – дети упражняются  в  употреблении  необходимого  словаря,  им  прививаются  навыки  разговорной  речи.
      Логопедическое  же  занятие  посвящено  одной  лексико-грамматической  теме  на  специально  подобранном  материале,  включая   материал   пройденных  или  в  настоящий момент  отрабатываемых  воспитателем  тем.
           Воспитатель проводит с детьми артикуляционную гимнастику перед зеркалами в 1-й год обучения 5 раз в день, 2-й год подгруппой, с учетом рекомендаций логопеда.
В  задачу  воспитателя  входит  и  повседневное  наблюдение  за  состоянием  речевой  деятельности  детей  в  каждом  периоде  коррекционного  процесса, контроль  за  речевой активностью,  за  правильным  использованием  поставленных логопедом   звуков,  отработанных   грамматических   форм, ежедневная работа над темпом, интонацией, выразительностью речи. В  случае  необходимости,  воспитатель  в  тактичной  форме исправляет  речь  ребенка.
Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть  четкой, предельно  внятной, хорошо  интонированной, выразительной.
          Следует  избегать  сложных  инструкций,  оборотов,  вводных слов,  усложняющих  понимание  речи.
         В  обязанности  воспитателя  входит  хорошее  знание индивидуальных  особенностей  детей  с  недоразвитием  речи, по-разному  реагирующих:
=   на  свой  дефект;
=   на  коммуникативные  затруднения;
=   на  изменение  условий  общения.      
      Особое   внимание  воспитателя  должно   быть   обращено  на детей:
--  с  поздним  началом  речи;
--  имеющих  отягощенный  анамнез;
--  отличающихся  психофизической  незрелостью.
          Не  следует  фиксировать   внимание  детей  на  возникновении
запинок  в  речи, повторении  первых  слогов  и  слов.  О  таких проявлениях  необходимо  сразу  сообщить  логопеду.
          Особое внимание трудным семьям, выполнение заданий по индивидуальной тетради логопеда в детском саду.
          Специфика  работы  воспитателя  в  группе для  детей с  нарушениями  речи  включает  в  себя  организацию  и  проведение  занятий  по  заданию  логопеда.  Эти  занятия  воспитатель  проводит  во  второй  половине  дня.
        Ежедневно  логопед  записывает  воспитателю  задание   для   логопедической   работы   с   отдельными    детьми (3 – 6 чел.).  Сюда  входят:
–  отдельные  артикуляционные  упражнения;
–  заучивание  специально  подобранных  логопедом картинок;
–  повторение  текстов  и  стихотворений,  отработанных  логопедом;
–  упражнения  на  развитие  внимания,  памяти;
–  упражнения  на  различение  звуков;
–  упражнения  по  формированию  лексико-грамматических  компонентов  языка.
       Все  виды  заданий  должны  быть  знакомы  детям.  В  вечерние  логопедические  занятия  не  включается  постановка  звуков,  а  лишь  закрепление  только  что  поставленного   звука.
        Воспитатель  должен  знать,  на  какой  стадии  закрепления   звуков   находится   каждый   ребенок,   следить  за правильным  употреблением  поставленных  звуков  и  грамматической   правильностью   речи   детей   в   повседневной жизни.
          В  процессе  коррекционной  работы,  большое  внимание  уделяется  развитию  мелкой  моторики  пальцев   рук. Так,  во  внеучебное  время,  воспитатель  может  предложить детям  складывать  мозаику,  фигуры  из  палочек,  ниток,  геометрических  форм,  тренироваться  в  застегивании  и  расстегивании  одежды  на  пуговицах,  завязывании  и  развязывании шнурков,  собирать  рассыпанные  пуговицы    или   маленькие шарики,  карандаши  разного  размера  и  т. д.
          В обязанности воспитателя входит изготовление, подбор контуров, трафаретов, дидактических и настольных игр по всем темам; оформление книжного, родительского уголка с учетом лексических тем (загадки, книги для чтения, картинок,…) ; привлечение младшего воспитателя к реализации темы.            
            

2 комментария:

  1. Дошкольый возраст- яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия время первоначального становления личности, формирования основ самосознания.

    ОтветитьУдалить
  2. Большое спасибо за проявленный интерес. Действительно, нам выпала большая удача постоянно общаться с детьми, видеть, как формируются их навыки, помогать им в этом.

    ОтветитьУдалить