среда, 19 октября 2011 г.

Развитие у детей диалогической речи

 Диалог – важный момент для развития речи ребенка. Существует два вида диалога:   бытовой и учебный.

             Психологические  особенности живого бытового  диалога:  

1. Содержанием  диалога   является  сама  ситуация  (обстановка,  в  которой   диалог  протекает).   Эта   ситуация   сиюминутная,  наглядно  воспринимаемая,  в  ней  живут оба  собеседника,  эта  ситуация  им  понятна.

2. Речь носит сокращенный (редуцированный) характер. Сокращаем слова, они заменяются другими речевыми средствами – жестами, интонацией, мимикой, пантомимой (паралингвистическими  средствами  /пара – около,  вместо лингвистические/).  Речь  пошла   из   жеста,  жест – основа  для  безречевого  ребенка.

3. В  диалогической  речи  помимо  слов, предложений,  неполных  предложений,  человек  широко  использует  неречевые средства  общения  (экспрессивные),  они  наряду  со  словами  передают  мысль  человека.

4. В  диалоге  используются  особые  конструкции   предложения,  приближенные  к  телеграфному  способу,  в   котором часто  выпадает  название  предмета  или  глагольная  часть предложения,  за  счет  чего  предложение  является  неполным.
 Существует  два  распространенных  вида  педагогического  или  учебного  диалога  (40-е  годы,  Леушина):