Диалог – важный момент для развития речи ребенка. Существует два вида диалога: бытовой и учебный.
Психологические особенности живого бытового диалога:
1. Содержанием диалога является сама ситуация (обстановка, в которой диалог протекает). Эта ситуация сиюминутная, наглядно воспринимаемая, в ней живут оба собеседника, эта ситуация им понятна.
2. Речь носит сокращенный (редуцированный) характер. Сокращаем слова, они заменяются другими речевыми средствами – жестами, интонацией, мимикой, пантомимой (паралингвистическими средствами /пара – около, вместо лингвистические/). Речь пошла из жеста, жест – основа для безречевого ребенка.
3. В диалогической речи помимо слов, предложений, неполных предложений, человек широко использует неречевые средства общения (экспрессивные), они наряду со словами передают мысль человека.
4. В диалоге используются особые конструкции предложения, приближенные к телеграфному способу, в котором часто выпадает название предмета или глагольная часть предложения, за счет чего предложение является неполным.
Существует два распространенных вида педагогического или учебного диалога (40-е годы, Леушина):
Существует два распространенных вида педагогического или учебного диалога (40-е годы, Леушина):