воскресенье, 23 октября 2011 г.

Систематизация материала в логопедическом кабинете

    
         Успех логопедической работы с детьми во многом зависит от наличия  разнообразного   наглядного материала. Все пособия должны быть систематизированы с учетом речевых нарушений  детей,  их  возраста.  Материал   необходимо  правильно  и  эстетично  оформлять: картинки яркие, доступные  детям, наклеены на картон определенного формата,  для  более  длительной  службы  картинки  можно   закрыть  полиэтиленом  или  скотчем.

      Работу  с  детьми  мы  начинаем  с  обследования,  которое  позволяет  обеспечить  не  только  эффективность  логопедических  занятий,  но  и  выбрать  правильное  направление коррекционного  воздействия.                        
      Нередко  встречаются  дети, речевая  патология  которых  обуславливается   снижением   физического   слуха   или интеллекта.  Поэтому  в  логопедическом  кабинете  необходимо иметь  пособия   для  обследования  физического  слуха  и интеллектуальной  деятельности.

      Для   обследования   слуха   нужен   набор   игрушек, картинок,  набор  звучащих  предметов:  колокольчик,  бубен, барабан,  дудочка,  погремушка,  свисток  и  поющие  игрушки (петушок,  птичка,  соловей).

      Для  обследования  интеллекта  рекомендуется  иметь следующие  материалы:
     - пирамидки из 6 и более колец:


      - "почтовый ящик":


                      

суббота, 22 октября 2011 г.

Мой новый кабинет

     В этом году я "переехала" в новый кабинет - более просторный, светлый, оборудованный всем необходимым (хорошая мебель, большое зеркало, раковина...). Дети с радостью идут ко мне - комфортно заниматься, а потом можнои поиграть и в любимые игры.

Мое мнение

           Просмотрела блоги краснодарских логопедов. Как много нового узнала! Спасибо всем за публикации. Очень грустно многие упоминают о грядущей аттестации. Я солидарна с коллегами, многолетний опыт немало говорит о нашей компетентности. Я считаю, что каждый, кто много лет работает с детьми действительно любит их, вносит огромный вклад в их развитие, воспитание и обучение. Это огромная заслуга, ведь дети - это будущее нашей страны. Пусть это высокопарные фразы, но я надеюсь, что меня поддержат многие коллеги.

пятница, 21 октября 2011 г.

Организация логопедической работы в детском саду

  
        Дошкольники,   имеющие   отклонения   в   речевом развитии,  должны   получать  логопедическую  помощь.   От своевременного  начала  обучения  и  воспитания  этих  детей во  многом  зависит  успех  дальнейшей  работы. Чем  раньше начинаем  работать  с  ними, тем  более  полной  оказывается компенсация  дефекта   и  готовность  к  усвоению  школьной программы.
      Мы  выявляем и регистрируем  детей, нуждающихся в  логопедической  помощи  (как посещающих детские  сады, так  и  неорганизованных).  Проводим  консультацию   для  родителей  этих  детей.  При  необходимости,  направляем   в   ПМПК   "Детство".  

      Детей,   посещающих   наш детский  сад   предварительно  приглашаем  с  родителями  на свой  медико-педагогический  консилиум.

      Комплектование  на  следующий  учебный  год  начинаем  с  осени.  Родителей,  дети   которых   получили  направление    ПМПК,   приглашаем    на   общее    организационное  родительское  собрание.  Дети  поступают  в  логопедическую группу  в  конце   августа  постепенно,  знакомятся   с  детьми, сотрудниками,  адаптируются  к  новой  обстановке.

четверг, 20 октября 2011 г.

Предупреджение недостатков речи

Что же способствует правильному речевому воспитанию?
1. Прежде всего  - это правильная, спокойная, замедленная  речь окружающих. С малышом нельзя говорить в обычном темпе, так как, вследствие недостаточного в раннем возрасте развития речеслухового аппарата, он не все успеет услышать и понять.
2. Если ребенок затрудняется выразить свою мысль, переставляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказывать. После многократного повторения трудных слов, малыш с удовольствием повторяет их за мамой, делать это он должен добровольно. Излишняя требовательность раздражает, обижает ребенка, может вызвать боязнь "открыть рот", молчаливость, даже отвращение к речи.
3. Не следует раздражаться детской "болтовней", малыш тренирует свои органы речи. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: можно напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, когда кто-то спит или болен; не кричать.
4. Не рекомендуется перегружать ребенка - учить буквы, обучать чтению в трех-четырехлетнем возрасте без его желания; результат часто бывает обратный желаемому.
Установлено, что для всякого обучения существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки. Несоблюдение их плохо отражается на ходе умственного развития ребенка.

среда, 19 октября 2011 г.

Развитие у детей диалогической речи

 Диалог – важный момент для развития речи ребенка. Существует два вида диалога:   бытовой и учебный.

             Психологические  особенности живого бытового  диалога:  

1. Содержанием  диалога   является  сама  ситуация  (обстановка,  в  которой   диалог  протекает).   Эта   ситуация   сиюминутная,  наглядно  воспринимаемая,  в  ней  живут оба  собеседника,  эта  ситуация  им  понятна.

2. Речь носит сокращенный (редуцированный) характер. Сокращаем слова, они заменяются другими речевыми средствами – жестами, интонацией, мимикой, пантомимой (паралингвистическими  средствами  /пара – около,  вместо лингвистические/).  Речь  пошла   из   жеста,  жест – основа  для  безречевого  ребенка.

3. В  диалогической  речи  помимо  слов, предложений,  неполных  предложений,  человек  широко  использует  неречевые средства  общения  (экспрессивные),  они  наряду  со  словами  передают  мысль  человека.

4. В  диалоге  используются  особые  конструкции   предложения,  приближенные  к  телеграфному  способу,  в   котором часто  выпадает  название  предмета  или  глагольная  часть предложения,  за  счет  чего  предложение  является  неполным.
 Существует  два  распространенных  вида  педагогического  или  учебного  диалога  (40-е  годы,  Леушина):   

вторник, 18 октября 2011 г.

Леворукие дети

     
Все процессы высшей нервной деятельности, в том числе и движения рук, регулируются корой головного мозга. Причем связь эта перекрестная – правая рука связана с левым полушарием, левая – с правым. Как правило, главенствующая роль в управлении движением принадлежит левому полушарию, то есть у большинства людей "главной" является правая рука и в связи с этим речевые зоны развиваются в левом полушарии.

         У левшей же движения контролируются в основном правым полушарием. Леворукий ребенок не обязательно все делает левой рукой, но левая рука у него развита лучше, ее движения более ловкие и точные. Ею он выполняет бытовые действия, пишет, рисует, шьет.
         Существует ряд проб для определения, какое из полушарий является ведущим. Например:

 - "Переплетение пальцев". Надо переплести пальцы обеих рук. Если сверху оказался большой палец левой руки, то она является ведущей, и можно предположить, что вы – левша. Если сверху оказался большой палец правой руки, то ведущей является правая рука.