вторник, 18 октября 2011 г.

Леворукие дети

     
Все процессы высшей нервной деятельности, в том числе и движения рук, регулируются корой головного мозга. Причем связь эта перекрестная – правая рука связана с левым полушарием, левая – с правым. Как правило, главенствующая роль в управлении движением принадлежит левому полушарию, то есть у большинства людей "главной" является правая рука и в связи с этим речевые зоны развиваются в левом полушарии.

         У левшей же движения контролируются в основном правым полушарием. Леворукий ребенок не обязательно все делает левой рукой, но левая рука у него развита лучше, ее движения более ловкие и точные. Ею он выполняет бытовые действия, пишет, рисует, шьет.
         Существует ряд проб для определения, какое из полушарий является ведущим. Например:

 - "Переплетение пальцев". Надо переплести пальцы обеих рук. Если сверху оказался большой палец левой руки, то она является ведущей, и можно предположить, что вы – левша. Если сверху оказался большой палец правой руки, то ведущей является правая рука.

 - "Скрещивание рук". Если при скрещивании рук, кисть правой руки ложится на левое предплечье, а кисть левой руки – под правым предплечьем, значит, ведущей у вас является правая рука, в противном случае – ведущей является левая рука.
         Леворукость возникает по разным причинам. Например, передается по наследству (генетически закрепленная леворукость). Она может появиться и вследствие различных патологий беременности или родовых травм.
        У детей первых месяцев жизни не удается установить ведущей руки. Только к полутора годам одна рука становится более активной по сравнению с другой. В этом большую роль играет обучение – ребенка учат махать при встрече и прощании правой рукой и т.д. Так малыш приучается к действиям главным образом правой рукой.
         Дети-левши испытывают хронический стресс, живя в мире праворуких. Они чувствуют себя "другими", постоянно боятся неудач, ведь обучение и воспитание, все предметы и механизмы ориентированы на правшей. Левшам трудно запомнить ход часовых стрелок, "лево – право",  "выше – ниже". Они путаются при различных движениях, особенно, когда необходимо быстро и несинхронно действовать обеими руками.
          Леворукие дети нередко боятся неудач в учебе, порицаний. Учитель начальной школы, даже разрешая ученикам работать левой рукой, требует писать с правильным наклоном. Левша вынужден держать руку "крючком", постоянно заглядывать себе под руку, наклоняя голову и изгибая торс – нарушения осанки, сколиоз практически неизбежны. Снижается темп письма, портится зрение.
          Но, благодаря своим особенностям, левши способны на решение таких проблем, которые правшам не всегда по плечу. У левшей, как правило, очень высокий уровень развития мышления, воображения. Во многих случаях они достигают нужных результатов обходным путем. Например, "зеркальное" рисование и письмо – достаточно распространенное явление в начальной школе, а у левшей оно встречается особенно часто. Многие маленькие левши самостоятельно придумывают для себя своеобразные маркеры, помогающие запомнить направления написания букв и цифр.
          Самое главное: если ребенок леворукий, нельзя "переделывать" его в правшу. Насильственное переучивание – прямой путь к неврозу. У ребенка могут появиться бессонница, невротический энурез, заикание, невротические тики. Риск нарушений здоровья при переучивании значительно возрастает, если леворукость – следствие патологии раннего развития. Ведь мы заставляем работать "неприспособленное" полушарие и мозг немедленно реагирует на раздражение.       
При обучении леворукого ребенка можно использовать такие приемы:
- если ребенок долго не может определить правую - левую руку – наденьте на левую руку браслет или часики;
 -  в работе по развитию пространственной ориентировки, рука с часиками или браслетом будет служить ориентиром, от которого нужно начинать ряд. Выкладывать узор из мозаики или складывать кубики надо слева направо, так же, как ребенок будет писать и читать;
-занятия декоративным рисованием и аппликацией позволят закрепить навык выкладывания ряда и чередования элементов;
-можно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности (картон, банка), украшая их семечками овощей или фруктов в определенной последовательности (слева – направо) , ребенок "превращает" их в вазы для цветов.
-занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов важно следить за лево-правосторонним направлением ряда.
-можно проводить зрительный диктант с геометрическими фигурами, картинками:
        а) ребенок рассматривает образец (ряд фигур или изображение предметов);
        б) перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность;
        в) образец закрывается и ребенок по памяти воспроизводит этот
            ряд из предложенного материала:
        г) образец открывается и проверяется правильность выполнения.
            По мере тренированности детей, протяженность ряда растет.
 - при раскладывании и составлении рассказа по серии сюжетных картинок соблюдается лево-правостороннее направление;
 - начиная обучать леворукого ребенка письму и чтению, необходимо принять меры по преодолению зеркальности: при выполнении письменных заданий, фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки; 
 - на начальном этапе работы необходимо заинтересовать ребенка, превратить занятия в увлекательную игру, не забывая о том, что от игровой деятельности ребенок перейдет к учебной деятельности. Формирование положительных эмоций по отношению к учебе является шагом становления личности ребенка, основой познавательной активности.
        При работе леворукого ребенка за столом, свет должен падать с правой стороны. Посадка при письме стандартная, но выдвинуто вперед не правое, а левое плечо. Верхний правый угол тетради или листа бумаги расположите с наклоном вправо.
         Главное, не заостряйте внимание на леворукости ребенка, на сравнивайте его с другими детьми. Помните, что он у вас необычный маленький человечек, создайте благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности.
         При обучении письму используйте "Прописи для леворуких детей". Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.


       
        





2 комментария:

  1. Добрый вечер!Интересная статья!Я заинтересовалась особенностями леворуких детей после прочтения Книги Дины Рубиной "Почерк Леонардо"

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Людмила Александровна! Спасибо за комментарий. Я постараюсь прочесть книгу "Почерк Леонардо". В моей группе двое детей - левши. Хочется побольше узнать об их особенностях.

    ОтветитьУдалить