пятница, 21 октября 2011 г.

Организация логопедической работы в детском саду

  
        Дошкольники,   имеющие   отклонения   в   речевом развитии,  должны   получать  логопедическую  помощь.   От своевременного  начала  обучения  и  воспитания  этих  детей во  многом  зависит  успех  дальнейшей  работы. Чем  раньше начинаем  работать  с  ними, тем  более  полной  оказывается компенсация  дефекта   и  готовность  к  усвоению  школьной программы.
      Мы  выявляем и регистрируем  детей, нуждающихся в  логопедической  помощи  (как посещающих детские  сады, так  и  неорганизованных).  Проводим  консультацию   для  родителей  этих  детей.  При  необходимости,  направляем   в   ПМПК   "Детство".  

      Детей,   посещающих   наш детский  сад   предварительно  приглашаем  с  родителями  на свой  медико-педагогический  консилиум.

      Комплектование  на  следующий  учебный  год  начинаем  с  осени.  Родителей,  дети   которых   получили  направление    ПМПК,   приглашаем    на   общее    организационное  родительское  собрание.  Дети  поступают  в  логопедическую группу  в  конце   августа  постепенно,  знакомятся   с  детьми, сотрудниками,  адаптируются  к  новой  обстановке.


      В   течение    учебного    года    логопед    оформляет  следующую   документацию:

                        -  годовой  план  логопедической  работы; 

                        -  речевые  карты  детей;

                        -  перспективный  план;

                        -  календарный  план  фронтальных  занятий;

                        -  тетрадь  взаимосвязи  воспитателей  и  логопеда;

                        -  папки  индивидуальной  работы  с  детьми;

                        -  отчет  о  результатах  логопедической  работы.

      Первые   две   недели   сентября  проводится  всестороннее  обследование  знаний  и  умений  детей  (учителем-логопедом,  воспитателями,  музыкальным  руководителем,  физ. инструктором,  психологом).   После   этого   собираемся   на педагогический   совет,   на   котором   присутствуют  все  эти специалисты  и  администрация   детского  сада  (заведующая, методист).  На  педсовете  даем  индивидуальную  характеристику  каждому  ребенку  данной  группы,  определяем  уровень его   развития   (высокий,  средний,  низкий).   Здесь учитель-логопед знакомит   других  специалистов  с  основными   дефектами  в речевом  развитии  каждого  ребенка    соответствии  с  речевой  картой),  особенно  подробно  останавливается  на  содержании  коррекционного  обучения  детей,  имеющих  наиболее тяжелые  отклонения  в  развитии. 

      Сразу  после  обследования,  т. е.  после  15  сентября, проводим  и  групповое  родительское  собрание,  на  котором знакомим   родителей  с  результатами  обследования  группы, (не  говоря  индивидуально  о  детях),  рассказываем о задачах, которые  стоят  перед  нами,  знакомим   с  режимом  дня,  расписанием фронтальных  и  индивидуальных занятий с детьми, показываем, как делать артикуляционную  гимнастику, как заниматься  с  детьми  дома.

      Логопед  проводит  фронтальные  занятия  (их  количество  зависит  от  периода  обучения)  в  утренние  часы.  На первом  году  обучения,  пятилетние  дети  с  общим  недоразвитием  речи  не  могут  полноценно  овладеть  учебным  материалом  на  фронтальных  занятиях  со  всей  группой.  Сказывается   отставание  не  только  в  развитии  речи,  но  и  снижение   внимания,   памяти,   быстрая  истощаемость  и  утомляемость.  Поэтому  целесообразно  делить  группу  на   две  подгруппы   с  учетом   уровня  речевого  развития.

      Например,  с  первой   подгруппой:   9.00 – 9.20,   со   второй  подгруппой: 9.30 – 9.50. В  это  же  время  воспитатель  проводит  с  параллельной  подгруппой  занятие  по   развитию   элементарных   математических  представлений  (или  другое).

      К  каждому  фронтальному   занятию   должен   быть составлен  развернутый  план  (или  конспект),   где  указаны: тема,  цель, оборудование, основные  этапы  занятия.  Заранее, методически   правильно   подбирается   наглядный  материал, обязательно   доступный   детям   данной  подгруппы.

      С  10.00  до  13.00  логопед  проводит  индивидуальную или   подгрупповую   работу  с  детьми.    

      Индивидуальные папки  ведутся   на  каждого  ребенка   отдельно.  В   них   записываем   содержание   речевой работы   с  ребенком  (слоговые  упражнения,  слова,  предложения,  чистоговорки,  рассказы,  стихи  и  т. д.),  упражнения  на   развитие   внимания,   памяти,   логического    мышления.

      Папку  ребенок  берет  домой,  чтобы  повторить  занятие  с родителями,  выполнить   упражнения   на   развитие   мелкой моторики  и  др.

      Ежедневно  логопед  записывает  воспитателю  задание  для  логопедической  работы  с  детьми  во  второй  половине  дня.  Сюда  входят  артикуляционные  упражнения, проговаривание  предметных  и  сюжетных  картинок, повторение текстов  и  стихотворений,  различные  упражнения  на  развитие  внимания,  памяти,  мышления,  фонематического  слуха, формированию   лексико-грамматических   средств   языка. Все   виды   заданий   должны  быть  знакомы   детям.  В  вечернее   логопедическое  задание   не  включается  постановка звуков,  а  только  закрепление  звуков,   поставленных   логопедом.

      Еженедельно,  во   второй   половине   дня   логопед приглашает  родителей   на   индивидуальные   консультации.

      Один   раз   в   квартал,  на  родительском  собрании, логопед  рассказывает  родителям  о  состоянии  речевой  работы  в  группе.

      В  конце  учебного  года  оформляется  отчет  о  проведенной   логопедической   работе,   подводятся   ее   итоги. Один  экземпляр  отчета  хранится  у  заведующей   детского

сада,  второй  остается  у  учителя-логопеда.

      Логопедический  кабинет  должен  быть  достаточно оснащен    учебным    и    дидактическим    материалом   (см. консультацию  "Систематизация  материала   в  логопедическом   кабинете).












Комментариев нет:

Отправить комментарий