Диалог – важный момент для развития речи ребенка. Существует два вида диалога: бытовой и учебный.
Психологические особенности живого бытового диалога:
1. Содержанием диалога является сама ситуация (обстановка, в которой диалог протекает). Эта ситуация сиюминутная, наглядно воспринимаемая, в ней живут оба собеседника, эта ситуация им понятна.
2. Речь носит сокращенный (редуцированный) характер. Сокращаем слова, они заменяются другими речевыми средствами – жестами, интонацией, мимикой, пантомимой (паралингвистическими средствами /пара – около, вместо лингвистические/). Речь пошла из жеста, жест – основа для безречевого ребенка.
3. В диалогической речи помимо слов, предложений, неполных предложений, человек широко использует неречевые средства общения (экспрессивные), они наряду со словами передают мысль человека.
4. В диалоге используются особые конструкции предложения, приближенные к телеграфному способу, в котором часто выпадает название предмета или глагольная часть предложения, за счет чего предложение является неполным.
Существует два распространенных вида педагогического или учебного диалога (40-е годы, Леушина):
Существует два распространенных вида педагогического или учебного диалога (40-е годы, Леушина):
- вопросно – ответный диалог; - диалог – инсценировка.
Вопросно–ответный - самый элементарный вид диалога, так как, отвечая на вопрос, ребенок имеет возможность использовать этот вопрос как подмогу для своей речи:
а/ заимствует из вопроса слова;
б/ программу предложения.
В диалогической речи должен задавать вопросы не только воспитатель, но и ребенок, то есть речь должна быть двухсторонняя.
Общение с ребенком обычно начинаем с беседы, во время которой мы выясняем общий кругозор ребенка, как он ориентирован в окружающем, получаем из беседы первое представление о лексико-грамматическом и фонетическом оформлении речи ребенка. Беседа состоит из серии заранее подготовленных вопросов, которые касаются знания ребенком его семьи, взаимоотношений с окружающими детьми и взрослыми. Во время беседы не надо заострять внимание на ошибках ребенка, желательно поощрять его ответы, и задавать вопросы так, чтобы получить развернутую форму ответа.
Мы рекомендуем и родителям чаще беседовать с детьми. Например, по дороге в гости, в детский сад, домой, к бабушке, если дорога отнимает много времени, дети часто скучают. Можно поговорить с ребенком, если, конечно, этому не будут мешать внешние обстоятельства.
Итак, вы вышли из дома и идете к остановке.
БЕСЕДА:
- Куда мы идем? (к остановке троллейбуса).
- Троллейбус, это какой вид транспорта? (наземный, пассажирский).
- А что еще можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (машину, автобус, трамвай).
- А как называется транспорт, который перевозит грузы? (грузовой).
- Какой грузовой транспорт ты знаешь?
- Чем отличается автобус от троллейбуса?
- Может ли трамвай объехать девочку? и т. д.
ИЛИ ТАКОЙ ВАРИАНТ:
- Мы идем в гости, что такое "гости"?
- Кто ты бабушке? (я бабушкин внук).
- А кто я бабушке? (ты бабушкина дочь).
- Кем приходится бабушке дедушка? (дедушка – бабушкин муж).
- Что мы подарим бабушке? и т. д.
МОЖНО ДОБАВИТЬ ВОПРОСЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ:
- Представь, во что будет одета бабушка (дедушка).
- Кто еще к ней придет?
- Кто где сядет за столом?
- Что же нам приготовит бабушка?
- Сколько тарелок будет стоять на столе?
- Какая посуда есть у бабушки?
- Что тебе у нее дома нравится?
ПОСЛЕ ГОСТЕЙ, ВОПРОСЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ:
- Назови людей, которые сидели за столом.
- Опиши одежду тети.
- Вспомни, какое блюдо подавали вначале, какое затем,…
ИЛИ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ:
- Что бы ты изменил в празднике?
- Как бы ты украсил комнату, стол?
- Какие блюда ты бы хотел приготовить?
- Как бы ты закончил праздник?
- Что тебе больше всего понравилось?
- Кого мы позовем к себе в гости? Что приготовим?
- Какие ты знаешь праздники?
- Когда у кого день рождения?
Для того, чтобы дети начали общаться друг с другом, нужно создать такую ситуацию, в которой общение будет необходимым условием. Нельзя понимать под общением обмен заученными фразами. Например, когда содержание игры еще недостаточно понятно детям, у них не возникает желания в общении. Как правило, в таком случае дети действуют по подсказке воспитателя, говорят заученные специально для игры фразы, имитируя общение.
Дидактические ситуации, в которых детям необходимо вступить в общение, должны быть вначале очень простыми. И общение может не быть чисто речевым, т. е. желательно создавать его на основе совместных действий, жестов. Но при этом педагогу следует подсказать детям нужные слова и выражения, максимально использовать возникшую у детей потребность в общении. Постепенно ситуативные задачи усложняются перед детьми, а вместе с ними усложняется и речевой материал, который дети должны использовать в процессе общения. Все это приводит к тому, что словесное общение уже не может быть заменено жестами. Для этого можно использовать такие игры, как: "Позови", "Передай колокольчик", "Зайка", "Помоги", "Найди свою пару", "Два клоуна" и другие.(Катаева, Стребелева "Дидактические игры и упражнения", стр. 171).
Второй вид учебного диалога – это диалог - инсценировка.
Инсценировка – это та же логоритмика, она требует сочетать речь с голосом, с интонацией, с жестом, мимикой, походкой. Ребенку самому нужно сделать фразу, программу предложения. В диалогах - играх действуют и разговаривают зверушки, маски которых раздаются детям. Игры требуют быстрого включения в ситуацию и речь. Маски вводят ребенка в образ, требуют от него подражания голосам и повадкам животных, учат передавать словом и интонацией различные оттенки чувств: радость, удивление, обиду и т.д. Диалоги можно проводить в виде различных игр и инсценировок, в ходе которых лексический материал повторяется, закрепляется и автоматизируется. Попутно уточняется и расширяется значение слова, дается представление об его переносном значении. После первого прочтения педагогом текста, по вопросам уточняется смысл диалога, отношения между действующими лицами, то есть понимание детьми отдельных слов и всего текста.
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ.
КИСОНЬКА – МУРЫСОНЬКА.
- Кисонька – мурысонька, где была? - Коней поила.
- Где кони? - За ворота ушли.
- Где ворота? - Огонь сжег.
- Где огонь? - Вода залила.
- Где вода? - Быки выпили.
- Где быки? - За гору ушли.
- Где гора? - Черви источили.
- Где черви? - Утки склевали.
М Е Д В Е Д Ь.
- Ты куда идешь, медведь? - В город, елку посмотреть.
- А зачем тебе она? - Новый год встречать пора.
- Где поставишь ты ее? - В дом возьму к себе, в жилье.
- Что ж не вырубил в лесу? - Жалко, лучше принесу.
ЛЯГУШКИНЫ ПОКУПКИ.
- Откуда ты идешь, лягушка – квакушка?
- С базара домой, дорогая подружка.
- А что ты купила?
- Всего понемножку: купила ква-пусту, ква-соль и ква- ртошку.
СЕНЯ-ТРУС – ВСЕГО БОЮСЬ.
- Сеня, пойдем за ягодами?
- Пойдем. (Дошли до леса, Сеня остановился).
- Нет, не пойду.
- Почему?
- А в лесу муравьи.
- Ну и что?
- Как что? Закусают.
- Сеня, пойдем купаться?
- Пойдем. (Но еще до реки не дошли, а Сеня уже обратно
повернул).
- Нет, не пойду. В речке ведь раки.
- Ну и что? Раков половим.
- А если рак вцепится? Нет уж, не пойду.
- Сеня, пойдем в сад, яблоки собирать?
- Пойдем! Это я люблю. Только … нет. Не пойду.
- Почему?
- Так ведь яблоки с деревьев падают …
- Ну и что же?
- А если по голове? Нет уж, лучше дома посижу.
Так и сидит Сеня дома один. А ребята его прозвали "Сеня - трус – всего боюсь" и больше никуда его с собой не зовут.
(Селиверстов, "Речевые игры с детьми", стр. 247)
речевые упражнения для обучения детей диалогической речи - класс!
ОтветитьУдалитьДиалогической речью дети овладевают легче, чем монологической. Но в коррекционной группе мы часто встречаем и недостатки диалогической речи. Важно работать над этим поэтапно, от простого к сложному.
ОтветитьУдалить