среда, 2 ноября 2011 г.

Слоговая структура слова

     С  одной  стороны,  мы  развиваем  у  детей  имитативные способности (воспроизведение  контура  слова – длины,  ударения);
   с  другой  стороны - работаем  над  наполнением  слоговой  структуры   правильными  слогами    структурном  и  звуковом  содержании).
           Работая  над  слоговой  структурой  слова,  я  использовала  методику  А. К. Марковой,  которая  состоит  из  двух  этапов: подготовительного  и  основного.  
                 З а д а ч и     п о д г о т о в и т е л ь н о г о     э т а п а:
1. Научить  воспринимать  и  воспроизводить  разнообразные  неречевые  контуры  (отхлопывание,  отстукивание).

2. Научить  отличать  слова  по  слоговому  контуру  (длине),  предварительно  показав  детям,  что  есть  слова  короткие,  которые мы  слышим  и  произносим  быстро,  и   слова   длинные.  Затем учим  детей  среди  длинных  слов  находить  самое  короткое  и наоборот.

3. Научить детей самостоятельно отличать  слоговые   контуры друг  от  друга,  например:  двухсложных   от   односложных   и трехсложных    рамках  игровой  деятельности).

                         З а д а ч и     о с н о в н о г о     э т а п а:

1. Научить детей правильно произносить слова основных продуктивных  классов (их  13).

2. Научить  детей  плавно  переключаться с одного слога на другой.

              Реализуя  задачи  основного  этапа  формирования слоговой структуры  слова,  мы  последовательно  провели  такую  работу:

              1).  Подобрали  специальные   артикуляционные   упражнения  на  переключение  с  артикуляционного  уклада  на другой.

               2). Научили  детей  повторять   ряд   гласных   с   постепенным  нарастанием:

                                                                 А,  И                       

                                                                 А,  И,  У

                                                                 А,  И,  У,  О

                                                                 А,  И,  У,  О,  Ы.

                          Затем  с  переменой  мест  гласных.

              3). Научили  повторять  ряд,  то  со  сменой  гласного, со  сменой  согласного:

                                                                       ПА – ПУ,                ПА – ТА

                                                                       ПА – ПУ –ПО ,      ТА – КА – ПА .                      

             4). Научили  детей  воспроизводить  звукоподражательные комплексы.

             5). Произносить  двусложные  слова  из  открытых  слогов:

     МАМА,  ПАПА,  БАБА,  ТАТА,                     

     МУХА,  ВАТА,  КОФЕ,  ХАТА,…  

              6). Трехсложные  слова  из  открытых  слогов:

                       ПАНАМА,  КАНАВА,  МИНУТА,

                       КОПЫТО,    МОНЕТА,…

              7). Односложные  слова:   

                                   МАК,  ПУХ, КОТ, МОХ, КОМ, ЛЕВ,  КИМ,...  

              8). Двухсложные   слова   с   одним   закрытым   слогом:

                             КАТОК,  ВЕНИК,  ПЕТУХ, ВЕНОК, ТУМАН, ПАКЕТ, ЛИМОН,…

              9). Двухсложные  слова  со  стечением  согласных  в  середине  слова:      

                                ТЫКВА,   КОФТА, КЕПКА,  ТАНКИ,  ПАПКА,…

            10). Двухсложные  слова  с  закрытым  слогом  и  стечением согласных:  

                                  КОМПОТ,  ПАВЛИК, БАЛКОН,   КАПКАН,…

            11). Трехсложные  слова  с  закрытым  слогом:

                                  КОТЕНОК, ПУЛЕМЕТ, БЕГЕМОТ, МАГАЗИН, ТЕЛЕФОН, …

             12). Трехсложные  слова  со  стечением  согласных:

                                 КОНФЕТЫ, КОТЛЕТЫ, КОМНАТА, КАЛИТКА, ПЛАНЕТА,…

             13). Трехсложные  слова  со  стечением  согласных  и  закрытым  слогом: 

                                 ПАМЯТНИК,  ПАЛАНТИН,…

             14). Трехсложные  слова  с  двумя  стечениями  согласных:

                                               ВИНТОВКА,  БАНКЕТКА, …

             15). Односложные  слова  со  стечением  согласных:

                                                КНУТ,  ТАНК,  БОЛТ,  КЛЕЙ, ХЛЕБ,  ПЛЕН,   

                                                КАНТ,  БАНТ, БИНТ,  ЛИФТ,   КЛИН, …

            16). Двухсложные  слова  с  двумя  стечениями  согласных:

                                                КНОПКА,  КЛЕТКА,  ПЛЁТКА, ПЛИТКА,    СТУПКА, …

            17). Четырехсложные  слова  из  открытых  слогов:

                                                 ПАУТИНА,   ЧЕРЕПАХА, КУКУРУЗА,  БАЛЕРИНА,…    

              Для преодоления перестановки слогов в слове, мы использовали следующие методы:

                    1. Путь  смыслового  противопоставления.

            Показывали  детям,  что  будет,  если  слоги  поменяются  местами,  например:  гора – рога ,  ткани – нитка ,  баклажаны – клабажаны,  перчатки – черпатки,  и  т.  д.,  то  есть  меняется  или  исчезает  смысл  слова.

                    2. Работа  по  формированию  слогового  анализа:

            - научили  слышать  определенный  слог  в  слове;

            - в  двух  разных  словах  находить  одинаковые  слоги;

            - придумывать  разные  слова  с  одним  и  тем  же  слогом;

            - определять  последовательность  слогов  в  слове;

            - определять позицию слога в слове /начало, середина, конец/;

            - подсчитывать  количество  слогов  в  слове;

            - придумывать  слова  по  слоговым  моделям.


Комментариев нет:

Отправить комментарий