С одной стороны, мы развиваем у детей имитативные способности (воспроизведение контура слова – длины, ударения);
с другой стороны - работаем над наполнением слоговой структуры правильными слогами (в структурном и звуковом содержании).
Работая над слоговой структурой слова, я использовала методику А. К. Марковой, которая состоит из двух этапов: подготовительного и основного.
З а д а ч и п о д г о т о в и т е л ь н о г о э т а п а:
1. Научить воспринимать и воспроизводить разнообразные неречевые контуры (отхлопывание, отстукивание).
2. Научить отличать слова по слоговому контуру (длине), предварительно показав детям, что есть слова короткие, которые мы слышим и произносим быстро, и слова длинные. Затем учим детей среди длинных слов находить самое короткое и наоборот.
3. Научить детей самостоятельно отличать слоговые контуры друг от друга, например: двухсложных от односложных и трехсложных (в рамках игровой деятельности).
З а д а ч и о с н о в н о г о э т а п а:
1. Научить детей правильно произносить слова основных продуктивных классов (их 13).
2. Научить детей плавно переключаться с одного слога на другой.
Реализуя задачи основного этапа формирования слоговой структуры слова, мы последовательно провели такую работу:
1). Подобрали специальные артикуляционные упражнения на переключение с артикуляционного уклада на другой.
2). Научили детей повторять ряд гласных с постепенным нарастанием:
А, И
А, И, У
А, И, У, О
А, И, У, О, Ы.
Затем с переменой мест гласных.
3). Научили повторять ряд, то со сменой гласного, со сменой согласного:
ПА – ПУ, ПА – ТА
ПА – ПУ –ПО , ТА – КА – ПА .
4). Научили детей воспроизводить звукоподражательные комплексы.
5). Произносить двусложные слова из открытых слогов:
МАМА, ПАПА, БАБА, ТАТА,
МУХА, ВАТА, КОФЕ, ХАТА,…
6). Трехсложные слова из открытых слогов:
ПАНАМА, КАНАВА, МИНУТА,
КОПЫТО, МОНЕТА,…
7). Односложные слова:
МАК, ПУХ, КОТ, МОХ, КОМ, ЛЕВ, КИМ,...
8). Двухсложные слова с одним закрытым слогом:
КАТОК, ВЕНИК, ПЕТУХ, ВЕНОК, ТУМАН, ПАКЕТ, ЛИМОН,…
9). Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова:
ТЫКВА, КОФТА, КЕПКА, ТАНКИ, ПАПКА,…
10). Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:
КОМПОТ, ПАВЛИК, БАЛКОН, КАПКАН,…
11). Трехсложные слова с закрытым слогом:
КОТЕНОК, ПУЛЕМЕТ, БЕГЕМОТ, МАГАЗИН, ТЕЛЕФОН, …
12). Трехсложные слова со стечением согласных:
КОНФЕТЫ, КОТЛЕТЫ, КОМНАТА, КАЛИТКА, ПЛАНЕТА,…
13). Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:
ПАМЯТНИК, ПАЛАНТИН,…
14). Трехсложные слова с двумя стечениями согласных:
ВИНТОВКА, БАНКЕТКА, …
15). Односложные слова со стечением согласных:
КНУТ, ТАНК, БОЛТ, КЛЕЙ, ХЛЕБ, ПЛЕН,
КАНТ, БАНТ, БИНТ, ЛИФТ, КЛИН, …
16). Двухсложные слова с двумя стечениями согласных:
КНОПКА, КЛЕТКА, ПЛЁТКА, ПЛИТКА, СТУПКА, …
17). Четырехсложные слова из открытых слогов:
ПАУТИНА, ЧЕРЕПАХА, КУКУРУЗА, БАЛЕРИНА,…
Для преодоления перестановки слогов в слове, мы использовали следующие методы:
1. Путь смыслового противопоставления.
Показывали детям, что будет, если слоги поменяются местами, например: гора – рога , ткани – нитка , баклажаны – клабажаны, перчатки – черпатки, и т. д., то есть меняется или исчезает смысл слова.
2. Работа по формированию слогового анализа:
- научили слышать определенный слог в слове;
- в двух разных словах находить одинаковые слоги;
- придумывать разные слова с одним и тем же слогом;
- определять последовательность слогов в слове;
- определять позицию слога в слове /начало, середина, конец/;
- подсчитывать количество слогов в слове;
- придумывать слова по слоговым моделям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий