При формировании семантической структуры слова, мы вели работу над значением слова, то есть над отношением:
– между словом и понятием;
– между словом и предметом;
– между словом и зрительным образом или представлением.
Большое внимание мы уделяли группировке словаря по трем основным принципам:
= по ситуативному (тематическому);
= по приближенности значений;
= слов синонимического характера.
Для группировки словаря детей, мы применяли прием моделирования ситуации (для детей с наиболее тяжелыми речевыми нарушениями).
Цель этого приема: Научить подбирать предметные изображения к данной ситуации. Приняв к сведению рекомендации Н. И. Жинкина, первые значения слов мы отрабатывали не на словах, а на предметах.
Дети охотно отбирали нужные картинки, когда мы предложили им фланелеграф с подобранным рядом контурных предметных картинок по двум темам одновременно, вначале диаметрально противоположным.
Тема задавалась двумя способами: вербальным и невербальным.
Предлагались также задания по смысловой группировке слов: ребенку дали две картинки (дерево, солнце) и предложили определить, к какой картинке относятся слова: растет, шумит, шелестит,…
Формируя пассивный словарь детей, мы старались, чтобы он был семантически насыщен, то есть включать слова и простые по семантике, и сложные по семантике.
Таким способом группируется словарь глаголов и словарь прилагательных.
Для группировки словаря детей, мы использовали также метод ассоциативных игр, то есть учили находить нужное слово (слова) в ответ на слово логопеда. Этот метод вызвал большой интерес у детей и был очень результативным.
Работа проводилась в следующей последовательности:
- предлагали на слово логопеда быстро найти любое слово, которое придет в голову;
- предлагали на слово логопеда придумать не одно, а несколько слов;
- к словам логопеда придумать обобщающее слово (кому нужны кисти, ведро, краски, лестница; а кому – кисточки, краски, палитра, холст);
- подбирать слова противоположного значения (не только на материале прилагательных, но и на глаголах);
- находить неподходящее слово в ряду, заданном логопедом (стол, столб, столовая; лиса, лисенок, листья);
- разнообразным способом заканчивать предложения, начатые логопедом (За стеной громко зазвенел…);
- подбирать слова – синонимы.
Формируя семантическую структуру слова, мы работали над лексической сочетаемостью слов. Например, давали задание детям подобрать ряд слов, которые подходят к какой-то одной картинке из двух предложенных (картинки: собака, кошка; слова: пушистая, охотничья, злая,…).
При работе над формированием семантической структуры слова, мы развивали и многозначность слова, для этого использовали два приема:
1. Замена одного слова в словосочетании или предложении разными словами. Например, логопед выставляет ряд сюжетных картинок: идет человек, идет поезд, идет снег,… Дети по слуху узнают сходство и заменяют слова самостоятельно или с помощью логопеда: шагает человек, едет поезд, падает снег,…
2. Сопоставление значений одинаковых слов: первый снег, первый ученик,…
Комментариев нет:
Отправить комментарий