четверг, 3 ноября 2011 г.

Семантическая структура слова

     При формировании семантической структуры слова, мы вели работу над значением слова, то есть над отношением:
                                    – между  словом  и  понятием;
                                    – между  словом  и  предметом;
                                    – между  словом  и  зрительным образом  или  представлением.
   Большое внимание мы уделяли группировке словаря по трем основным принципам:
                        =  по  ситуативному  (тематическому);
                        =  по  приближенности  значений;
                        =  слов  синонимического  характера.
      Для группировки словаря детей, мы применяли прием моделирования ситуации (для детей с наиболее тяжелыми речевыми нарушениями).  

     Цель  этого  приема:   Научить подбирать предметные изображения к данной ситуации.   Приняв  к  сведению   рекомендации   Н. И. Жинкина,  первые  значения  слов   мы отрабатывали  не  на  словах, а  на  предметах.
     Дети   охотно   отбирали   нужные  картинки,  когда  мы предложили  им  фланелеграф  с  подобранным  рядом  контурных предметных   картинок   по  двум   темам   одновременно,  вначале диаметрально  противоположным.
Тема  задавалась  двумя  способами:  вербальным  и  невербальным.
            Предлагались  также  задания  по  смысловой  группировке  слов:  ребенку  дали  две  картинки  (дерево,  солнце)  и  предложили  определить,  к   какой   картинке   относятся   слова:   растет, шумит,  шелестит,…
      Формируя пассивный словарь детей,  мы  старались, чтобы он был семантически  насыщен,  то есть  включать слова и  простые  по  семантике,  и  сложные  по  семантике.
     Таким  способом   группируется   словарь   глаголов   и    словарь  прилагательных.
    Для   группировки   словаря   детей,   мы   использовали также  метод  ассоциативных  игр,  то  есть  учили  находить  нужное  слово  (слова)  в  ответ  на  слово  логопеда.  Этот  метод  вызвал  большой  интерес  у   детей   и   был   очень   результативным.
     Работа  проводилась  в  следующей  последовательности:    
        - предлагали на слово логопеда быстро найти любое слово, которое придет в голову;
        - предлагали   на   слово   логопеда   придумать   не   одно,  а несколько  слов;
        - к словам логопеда придумать обобщающее слово (кому нужны кисти, ведро, краски,  лестница;  а  кому – кисточки, краски, палитра, холст); 
        - подбирать слова противоположного значения (не только на материале прилагательных, но и на глаголах);
        - находить  неподходящее  слово  в  ряду,  заданном   логопедом  (стол,  столб,  столовая;   лиса,  лисенок,  листья);
        - разнообразным  способом  заканчивать  предложения,  начатые  логопедом  (За  стеной  громко  зазвенел…);
        - подбирать   слова – синонимы.
   Формируя   семантическую   структуру   слова,  мы  работали над лексической  сочетаемостью  слов.  Например, давали  задание детям  подобрать  ряд  слов,  которые  подходят  к  какой-то  одной картинке  из  двух  предложенных  (картинки:  собака,  кошка;  слова:  пушистая,  охотничья,  злая,…).
            При  работе  над  формированием  семантической  структуры слова,  мы  развивали  и  многозначность  слова, для этого  использовали  два  приема:
1.  Замена  одного   слова   в   словосочетании   или   предложении разными  словами.  Например, логопед  выставляет  ряд  сюжетных  картинок:  идет  человек,  идет  поезд,  идет  снег,…  Дети по слуху  узнают  сходство  и  заменяют  слова  самостоятельно или  с  помощью  логопеда:  шагает  человек,  едет  поезд,  падает  снег,…
2.  Сопоставление  значений  одинаковых  слов:  первый  снег,  первый  ученик,…

Комментариев нет:

Отправить комментарий