среда, 19 октября 2011 г.

Развитие у детей диалогической речи

 Диалог – важный момент для развития речи ребенка. Существует два вида диалога:   бытовой и учебный.

             Психологические  особенности живого бытового  диалога:  

1. Содержанием  диалога   является  сама  ситуация  (обстановка,  в  которой   диалог  протекает).   Эта   ситуация   сиюминутная,  наглядно  воспринимаемая,  в  ней  живут оба  собеседника,  эта  ситуация  им  понятна.

2. Речь носит сокращенный (редуцированный) характер. Сокращаем слова, они заменяются другими речевыми средствами – жестами, интонацией, мимикой, пантомимой (паралингвистическими  средствами  /пара – около,  вместо лингвистические/).  Речь  пошла   из   жеста,  жест – основа  для  безречевого  ребенка.

3. В  диалогической  речи  помимо  слов, предложений,  неполных  предложений,  человек  широко  использует  неречевые средства  общения  (экспрессивные),  они  наряду  со  словами  передают  мысль  человека.

4. В  диалоге  используются  особые  конструкции   предложения,  приближенные  к  телеграфному  способу,  в   котором часто  выпадает  название  предмета  или  глагольная  часть предложения,  за  счет  чего  предложение  является  неполным.
 Существует  два  распространенных  вида  педагогического  или  учебного  диалога  (40-е  годы,  Леушина):   

            - вопросно – ответный  диалог;       - диалог – инсценировка.
Вопросно–ответный  -  самый элементарный вид диалога, так как, отвечая  на   вопрос, ребенок имеет возможность использовать этот вопрос как подмогу для своей   речи:
            а/  заимствует  из  вопроса  слова;
            б/  программу  предложения.
В  диалогической  речи  должен  задавать  вопросы  не  только  воспитатель,  но  и  ребенок,  то  есть  речь  должна  быть  двухсторонняя.
Общение с ребенком обычно начинаем с беседы, во  время  которой  мы  выясняем   общий кругозор ребенка, как он ориентирован в окружающем, получаем из  беседы первое  представление  о  лексико-грамматическом  и  фонетическом  оформлении  речи  ребенка.  Беседа  состоит  из  серии заранее  подготовленных  вопросов, которые  касаются  знания ребенком  его  семьи,  взаимоотношений  с  окружающими  детьми  и  взрослыми.   Во время беседы не надо заострять внимание на ошибках ребенка, желательно поощрять   его ответы,  и  задавать  вопросы  так,  чтобы  получить  развернутую  форму  ответа.
Мы  рекомендуем  и  родителям  чаще  беседовать с  детьми.  Например,  по  дороге  в  гости,  в  детский  сад,  домой, к  бабушке,  если  дорога  отнимает  много  времени,  дети часто скучают. Можно  поговорить с ребенком, если, конечно, этому не будут мешать  внешние  обстоятельства.
Итак,  вы  вышли  из  дома  и  идете  к  остановке.
БЕСЕДА:
- Куда  мы  идем?    остановке  троллейбуса).
- Троллейбус,  это  какой  вид  транспорта?  (наземный,  пассажирский).
- А что еще можно отнести  к наземному  пассажирскому транспорту? (машину,  автобус,  трамвай).
- А  как  называется  транспорт,   который   перевозит   грузы? (грузовой).
- Какой  грузовой  транспорт  ты  знаешь?
- Чем  отличается  автобус  от  троллейбуса?
- Может  ли  трамвай  объехать  девочку?             и  т. д.
ИЛИ  ТАКОЙ  ВАРИАНТ:
- Мы  идем  в  гости,  что  такое  "гости"?
- Кто  ты  бабушке?    бабушкин  внук).
- А  кто  я  бабушке?  (ты  бабушкина  дочь).
- Кем  приходится  бабушке  дедушка?  (дедушка – бабушкин муж).
- Что  мы  подарим  бабушке?                    и  т. д.
МОЖНО   ДОБАВИТЬ   ВОПРОСЫ  НА   РАЗВИТИЕ   ВООБРАЖЕНИЯ:
- Представь,  во  что  будет  одета  бабушка  (дедушка).
- Кто  еще  к  ней  придет?
- Кто  где  сядет  за  столом?
- Что  же  нам  приготовит  бабушка?
- Сколько  тарелок  будет  стоять  на  столе?
- Какая  посуда  есть  у  бабушки?
- Что  тебе  у  нее  дома  нравится?
ПОСЛЕ  ГОСТЕЙ,  ВОПРОСЫ  НА  РАЗВИТИЕ  ПАМЯТИ: 
- Назови  людей,  которые  сидели  за  столом.
- Опиши  одежду  тети.
- Вспомни,  какое  блюдо  подавали  вначале,  какое  затем,…
ИЛИ  НА  РАЗВИТИЕ  ВООБРАЖЕНИЯ:
- Что  бы  ты  изменил  в  празднике?
- Как  бы  ты  украсил  комнату,  стол?
- Какие  блюда  ты  бы  хотел  приготовить?
- Как  бы  ты  закончил  праздник?
- Что  тебе  больше  всего  понравилось?
- Кого  мы  позовем  к  себе  в  гости?   Что  приготовим?
- Какие  ты  знаешь  праздники? 
- Когда  у  кого   день  рождения?
Для того, чтобы дети начали общаться друг с другом, нужно создать такую ситуацию, в которой общение будет необходимым условием. Нельзя понимать под общением   обмен заученными фразами. Например, когда содержание игры еще недостаточно понятно   детям, у них не возникает желания  в общении. Как правило, в таком случае дети действуют по подсказке воспитателя, говорят заученные специально для игры фразы, имитируя  общение.
      Дидактические ситуации, в которых детям  необходимо вступить в общение, должны  быть  вначале  очень простыми.  И  общение  может   не  быть  чисто  речевым,  т. е. желательно   создавать  его  на  основе  совместных  действий, жестов.   Но   при   этом   педагогу  следует  подсказать  детям нужные  слова  и  выражения, максимально  использовать  возникшую  у  детей  потребность  в  общении.  Постепенно  ситуативные  задачи  усложняются  перед  детьми,  а  вместе  с  ними  усложняется  и  речевой  материал, который дети должны использовать в процессе  общения.  Все  это   приводит  к  тому,  что словесное общение уже не может быть заменено жестами. Для  этого можно использовать такие игры, как: "Позови", "Передай колокольчик", "Зайка", "Помоги", "Найди  свою  пару", "Два клоуна" и другие.(Катаева, Стребелева "Дидактические игры и упражнения",  стр. 171).
Второй  вид  учебного  диалога – это диалог - инсценировка.
Инсценировка – это та же логоритмика, она требует сочетать речь с голосом, с интонацией, с жестом, мимикой, походкой. Ребенку самому нужно сделать фразу, программу предложения. В диалогах - играх действуют и разговаривают зверушки, маски которых   раздаются детям. Игры требуют быстрого включения в ситуацию и речь. Маски вводят  ребенка в образ, требуют от него подражания голосам и повадкам животных, учат передавать словом  и интонацией различные оттенки чувств: радость, удивление, обиду и т.д.  Диалоги можно проводить в виде различных игр и инсценировок, в ходе которых лексический  материал повторяется, закрепляется и автоматизируется. Попутно уточняется и  расширяется  значение слова, дается представление об его переносном  значении. После  первого  прочтения  педагогом  текста,  по  вопросам  уточняется  смысл  диалога,  отношения  между  действующими  лицами,  то есть  понимание  детьми  отдельных  слов  и всего  текста.
РЕЧЕВЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ   
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ.
 КИСОНЬКА – МУРЫСОНЬКА.
- Кисонька – мурысонька, где была?                     - Коней  поила.
- Где  кони?                                                              - За  ворота  ушли.
- Где  ворота?                                                           - Огонь  сжег.
- Где  огонь?                                                             - Вода  залила.
- Где  вода?                                                               - Быки  выпили.
- Где  быки?                                                             - За  гору  ушли.
- Где  гора?                                                               - Черви  источили.
- Где  черви?                                                            - Утки  склевали.

                                                     М Е Д В Е Д Ь.
- Ты  куда  идешь,  медведь?           - В  город, елку  посмотреть.
- А  зачем  тебе  она?                       - Новый  год  встречать  пора.
- Где  поставишь  ты  ее?                - В дом возьму к себе, в жилье.
- Что ж  не  вырубил  в  лесу?        - Жалко,  лучше  принесу.

                                               ЛЯГУШКИНЫ    ПОКУПКИ.
-  Откуда   ты   идешь,   лягушка – квакушка?
-  С   базара   домой,   дорогая   подружка.
-  А   что   ты   купила?
-  Всего   понемножку:   купила    ква-пусту,  ква-соль  и  ква- ртошку.

СЕНЯ-ТРУС    ВСЕГО    БОЮСЬ.
- Сеня,   пойдем   за   ягодами?
- Пойдем.    (Дошли  до  леса,  Сеня  остановился).
- Нет,   не   пойду.
- Почему?
- А   в   лесу   муравьи.
- Ну   и   что?
- Как   что?   Закусают.
- Сеня,   пойдем   купаться?
- Пойдем.  (Но  еще  до  реки  не  дошли,  а  Сеня  уже  обратно
   повернул).
- Нет,   не   пойду.   В   речке   ведь   раки.
- Ну   и   что?   Раков   половим.
- А   если   рак   вцепится?   Нет   уж,   не   пойду.
- Сеня,   пойдем  в  сад,  яблоки  собирать?
- Пойдем!  Это  я  люблю.  Только … нет.  Не  пойду.
- Почему?
- Так  ведь  яблоки  с  деревьев  падают …
- Ну  и  что  же?
- А  если  по  голове?  Нет  уж,  лучше  дома  посижу.
Так  и  сидит  Сеня  дома  один.  А  ребята  его  прозвали  "Сеня - трус – всего   боюсь"  и  больше  никуда  его  с  собой  не  зовут.
         (Селиверстов,  "Речевые  игры  с  детьми",  стр. 247)      
                       
             
 

2 комментария:

  1. речевые упражнения для обучения детей диалогической речи - класс!

    ОтветитьУдалить
  2. Диалогической речью дети овладевают легче, чем монологической. Но в коррекционной группе мы часто встречаем и недостатки диалогической речи. Важно работать над этим поэтапно, от простого к сложному.

    ОтветитьУдалить