четверг, 20 октября 2011 г.

Предупреджение недостатков речи

Что же способствует правильному речевому воспитанию?
1. Прежде всего  - это правильная, спокойная, замедленная  речь окружающих. С малышом нельзя говорить в обычном темпе, так как, вследствие недостаточного в раннем возрасте развития речеслухового аппарата, он не все успеет услышать и понять.
2. Если ребенок затрудняется выразить свою мысль, переставляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказывать. После многократного повторения трудных слов, малыш с удовольствием повторяет их за мамой, делать это он должен добровольно. Излишняя требовательность раздражает, обижает ребенка, может вызвать боязнь "открыть рот", молчаливость, даже отвращение к речи.
3. Не следует раздражаться детской "болтовней", малыш тренирует свои органы речи. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: можно напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, когда кто-то спит или болен; не кричать.
4. Не рекомендуется перегружать ребенка - учить буквы, обучать чтению в трех-четырехлетнем возрасте без его желания; результат часто бывает обратный желаемому.
Установлено, что для всякого обучения существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки. Несоблюдение их плохо отражается на ходе умственного развития ребенка.

среда, 19 октября 2011 г.

Развитие у детей диалогической речи

 Диалог – важный момент для развития речи ребенка. Существует два вида диалога:   бытовой и учебный.

             Психологические  особенности живого бытового  диалога:  

1. Содержанием  диалога   является  сама  ситуация  (обстановка,  в  которой   диалог  протекает).   Эта   ситуация   сиюминутная,  наглядно  воспринимаемая,  в  ней  живут оба  собеседника,  эта  ситуация  им  понятна.

2. Речь носит сокращенный (редуцированный) характер. Сокращаем слова, они заменяются другими речевыми средствами – жестами, интонацией, мимикой, пантомимой (паралингвистическими  средствами  /пара – около,  вместо лингвистические/).  Речь  пошла   из   жеста,  жест – основа  для  безречевого  ребенка.

3. В  диалогической  речи  помимо  слов, предложений,  неполных  предложений,  человек  широко  использует  неречевые средства  общения  (экспрессивные),  они  наряду  со  словами  передают  мысль  человека.

4. В  диалоге  используются  особые  конструкции   предложения,  приближенные  к  телеграфному  способу,  в   котором часто  выпадает  название  предмета  или  глагольная  часть предложения,  за  счет  чего  предложение  является  неполным.
 Существует  два  распространенных  вида  педагогического  или  учебного  диалога  (40-е  годы,  Леушина):   

вторник, 18 октября 2011 г.

Леворукие дети

     
Все процессы высшей нервной деятельности, в том числе и движения рук, регулируются корой головного мозга. Причем связь эта перекрестная – правая рука связана с левым полушарием, левая – с правым. Как правило, главенствующая роль в управлении движением принадлежит левому полушарию, то есть у большинства людей "главной" является правая рука и в связи с этим речевые зоны развиваются в левом полушарии.

         У левшей же движения контролируются в основном правым полушарием. Леворукий ребенок не обязательно все делает левой рукой, но левая рука у него развита лучше, ее движения более ловкие и точные. Ею он выполняет бытовые действия, пишет, рисует, шьет.
         Существует ряд проб для определения, какое из полушарий является ведущим. Например:

 - "Переплетение пальцев". Надо переплести пальцы обеих рук. Если сверху оказался большой палец левой руки, то она является ведущей, и можно предположить, что вы – левша. Если сверху оказался большой палец правой руки, то ведущей является правая рука.

понедельник, 17 октября 2011 г.

Исправление искажения звонких мягких согласных звуков

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ
Встречается искаженное боковое произношение мягких звонких  согласных  звуков:  ДЬ, ГЬ, ЗЬ.

Исправление этого недостатка проводится последовательным воспитанием правильного положения языка и направленного выдоха.

Обычно у детей бывает боковое произношение тринадцати  звуков:  С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, ТЬ, ДЬ, КЬ, ГЬ. Можно исправить сначала все  твердые  звуки,  а  затем  мягкие.

При исправлении мягких звуков используем правильный твердый парный звук. Объясняем правильное положение языка, показываем его сами, убеждаемся, что ребенок хорошо воспроизводит  это  положение  языка  и  произносит  звук.

Когда ребенок усвоит нужную артикуляцию звука, предлагаем произносить звук, чередуя его с гласными звуками И и Е, но не слитно:  Т – И,  Т – Е,  постепенно ускоряя темп. Звуки вскоре сольются.

В это время, при произнесении первого звука, язык уже невольно подготавливается к последующей артикуляции. Звуки И и Е производятся с подъемом спинки языка и свободным выдохом воздушной струи вперед,  это как раз и требуется для исправления  бокового  произношения  звуков  ТЬ  и  ДЬ.






пятница, 14 октября 2011 г.

Взаимосвязь в работе воспитателей и логопеда при коррекции нарушений у детей логопедической группы



          Одним   из   важных  принципов   работы  с  детьми –  логопатами   является   четкая   взаимосвязь   в   работе  воспитателей  и  логопеда.  Воспитатель  группы  для  детей  с  нарушениями   речи   выполняет   помимо   образовательных,   ряд коррекционных  задач,  направленных  на  устранение  различных   недостатков,  обусловленных  особенностями   речевого дефекта. Воспитатель  работает  над  устранением  отклонений в умственном  и  физическом  развитии  детей  и  над  обогащением  представлений  об  окружающем.
         Особое   внимание  должно   быть  обращено  на  развитие  восприятия,  памяти,  некоторых  форм  словесно-логического  мышления.  Обязательно  следует  учитывать  своеобразное  отставание  в  формировании   познавательной   активности, которое  складывается  у  детей  под влиянием речевого дефекта, сужения  контактов  с  окружающими,  неправильных приемов  семейного  воспитания  и  других  причин.