вторник, 8 ноября 2011 г.

Морфемная структура слова


В  формирование  морфемной  структуры  входит:

    1/.  Процесс  изменения  слова  по  грамматическим  формам.

    2/.  Процесс   словообразования.

            Исходя  из  многолетней  работы  с  детьми,  имеющими  нарушения  речи,  я сделала  вывод,  что   наибольшую   трудность из этих  процессов  представляет  формирование  навыка  словообразования,  а  особенно – навыка  образования  родственных  слов.


            Процесс формирования навыка словообразования мы начали с образования   существительных, так как существительные наиболее широко представлены в детской  речи.                  Перечислим способы  образования  существительных,  которые мы отрабатывали с  детьми  данной  группы:

-  образование   существительных    мужского   рода   с   помощью суффиксов   ОК,  ИК  (грибок,  носик);

-  образование существительных женского рода при помощи суффикса  К  (пилка,  рыбка);

-  образование  существительных   мужского   рода   при   помощи суффиксов   ОНОК,   ЁНОК    (ежонок,  слоненок);

-  существительных женского рода при помощи суффиксов ОЧК, ЕЧК  (розочка, Сонечка);

-  существительных мужского и женского рода при  помощи суффиксов ОНЬК,    ЕНЬК    (дяденька,  травонька);

-  существительных  мужского рода при помощи суффикса ИШК  (воришка,  городишко);

-   существительных  мужского  рода  при  помощи суффикса  ИЩ (слонище,  усищи);

-   существительных   мужского   рода    при   помощи    суффикса НИК  для  образования слов – профессий  (дворник, сапожник);

-   существительных женского рода при помощи суффикса НИЦА  (хлебница,  сахарница).

          Образование  глаголов.   Здесь  мы  применяли   метод   противопоставления  наглядных   действий   и   слов,   которыми   эти действия  обозначаются.

         Сначала  научили  детей наблюдать за поведением глаголов, сопоставляя разнообразные действия с глаголом   одного и того же морфемного гнезда (зашел, пришел, …). Затем переходим к словообразованию.  В  первую  очередь  учим  образовывать  глаголы  с  помощью  приставок – антонимов  (пришел – ушел,  приклеил – отклеил).  Затем – при   помощи  синонимических   приставок    (прогнать – выгнать),   затем   с разными  корнями.

            Наши  дети  уже  усвоили  такие  способы   образования   глаголов:

            -  образование   морфемного   гнезда    слов – один  корень  с разнообразными  приставками – уже  в  собственной  речи;

         -  образование   глаголов  от  других  частей  речи,  например, от   звукоподражания    (мяу    мяукать),   от   междометий  (ох – охать), …;

            -  образование  глаголов  от  других  частей  речи  при  помощи  суффиксов:    ЕТЬ  (стареть,  гореть); ОВА,  ЕВА (советовать, горевать); НИЧА  (бездельничать).

            Образование    прилагательных. Мы применяли   способ сравнения  предметов  и  их  качеств.  Самый  сильный  способ  - суффиксальный.  Учили  образовывать  прилагательные  при   помощи  таких  суффиксов:

            =  Е    (выше,  ниже);

            =  ЕЕ   (сильнее,   веселее);
            =  ИВ  (красивый,  смешливый):

            =  Н -  для  обозначения  времени  (зимний,  летний);

            =  Н -  для  обозначения  места  (лесной);

            =  Н -  для  обозначения  материала  (железный);

            =  Н -  питания  (клубничный,  вкусный);

            =  ОВ – растений  (еловый,  сосновый);

            =  ВА – цвета  (розоватый,  беловатый);

            =  СК – месяцев  (январский,  июльский);

            =  СК  -  места  (деревенский, городской, Краснодарский).

Далее  мы  учили  образовывать  прилагательные  при  помощи  приставок:

                  -  НЕ  (негромкий,  неумный);

                  -  ЗА  (заморский,  забитый);

                  -  ПРЕ  (прегладкий,  прекрасный);

                  -  БЕЗ  (безумный,  бесшумный);

                  -  ПОЛУ (полупрозрачный, полутемный).

            Образование родственных слов, то есть слов, похожих по смыслу, по звучанию,  по  написанию. Работу по формированию навыка образования родственных слов мы продолжаем с детьми и в настоящее время. Мы поставили перед собой следующие  задачи:

1.  Научить в предложении или в рассказе находить слова, похожие по звучанию и по  смыслу  (родственные).

2.  Учить  образовывать  родственные  слова  по  аналогии  (по  образцу):   рыба – рыбка .   Уделить  особое   внимание  образованию  глагольных  родственных  слов,  используя  картинки:  пила – пилить,  юла – юлить,  коса – косить .

3.  Научить  образовывать  родственные  слова  с  опорой  на  смысловые  вопросы  логопеда  (метод  наводящих  вопросов).  Например:   большая   картинка – ДВОР,   маленькая – ДВОРИК, собака  во  дворе – ДВОРНЯЖКА,  убирает  двор – ДВОРНИК.

4.  Учить  в  ряду   слов   находить   главное   слово   (от  которого все  остальные  "родились").  Формируем   представление,  что главное  слово  самое  короткое.  Даем  сначала   ряды слов, в которых главное слово – первое (вода,  водичка,  водный).                                                     

Затем  в такой  же  ряд  добавляем  редкие   для   детей   слова (вода,  водичка,  водный,  водоросли).  Затем  ряд,  где  главное слово  занимает любую  позицию.

5.  Учить  образовывать  родственные  слова,  заменяя  словосочетание  одним  словом  (грубый, резкий  голос – голосище;  слабый, тонкий  голос – голосок ).

6.Учить образовывать родственные слова, дополняя ряд логопеда словами - родственниками.  Даем  сложные  по  семантике слова  (для  пассивной  памяти),  а  ребенку  даем  возможность подобрать  более  простые слова  (логопед:  зимовье, зимовщик; а ребенок продолжает:  зима, зимний,…)

7.  Научить  подбирать  родственные  слова,  обозначающие: предмет, действие, свойства,   качества  предмета.

8.  Учить  самостоятельно  подбирать  родственные  слова  с  опорой  на  картинки,  отвечающие  на  вопросы:

                                   а)  кто?

                                   б)  что?

                                   в)  что  делать?  что  делают?

                                   г)  какой?  какая?  какие?

9.  Показать   детям,  что   не   все   слова,   которые   похожи   по смыслу,  являются  родственными  словами.  Здесь  применяем метод противопоставления  (игры):               хлопнуть,  услышав  родственные  слова:

                                               река – речной

                                               река – ручей;

                                               шагать – идти

                                               шагать – шаг,

 то  есть   учим   вслушиваться  в  слова,  определять   на   слух похожие  звучания.

10. Показать  детям,  что  не  все  слова,  похожие  по  звучанию, являются  родственными  словами  (лук  -  растение,  оружие).         

Комментариев нет:

Отправить комментарий