вторник, 25 октября 2011 г.

Формирование фразовой речи


       Это важный этап, так как фраза – основа  общения (диалогическая  форма  речи).          
       Методика  формирования  фразовой  речи  основана  на  общедидактической  работе.  Формируя  фразовую речь  детей, мы работали над формированием структуры фразы и над сочетаемостью слов в предложении по законам грамматики.
            При   формировании   структуры   фразы,   главное –  научить  ребенка   соединять   слова   в  предложения    по  законам   смысла.  При   этом   логопед   сначала   не  должен  обращать  внимания  на грамматические  и  фонетические  недочеты  в  речи  ребенка,  чтобы  не  снизить  побуждение  к  речи  (желание  говорить).

            Как  и  в  формировании    структуры   фразы   в  онтогенезе  в норме,  мы  опирались  на  определенные  модели  предложений, модели  от  простого  к  сложному :

1/   глагол + существительное  (без  предлога);

2/  существительное +  глагол;

3/  прилагательное + существительное + глагол;

4/  существительное + глагол + существительное    виде  дополнения без  предлога);

5/  прилагательное + существительное + глагол + существительное  (в виде  дополнения  без  предлога),  причем  прилагательное  может мигрировать,  а  на  месте  дополнения  может  появиться  наречие;

6/  существительное + глагол + предлог + существительное  (семантика глагола  определяет  выбор  предлога,  а  предлог  определяет  падежную  форму  существительного);                           7/  прилагательное + существительное + глагол + предлог + существительное  (прилагательное  может  мигрировать);

8/  предложения  с  союзами  "а",  "но": существительное + глагол + союз + существительное + глагол, существительное + прилагательное + союз + существительное прилагательное   (перед   существительным   можно   внести прилагательное);

9/  модель  с  однородными  элементами: существительное + существительное + глагол,

существительное + глагол + глагол (между однородными членами можно внести союз "и";

10/сложносочиненная модель:существительное + глагол + "и" + существительное + глагол

11/ модель  с  элементами  подчинения.

            На  этапе  формирования  структуры  предложения,  мы  использовали  методику  Б. М. Гриншпуна,  он  рекомендовал  формировать  грамматические  противопоставления  и  обобщения   не в  собственной  речи,  а  в  виде  образцов,  то  есть  через  восприятие:   в   игровых   ситуациях   или   в  жизни  учить  воспринимать

разные  формы  одного  и  того  же  слова:

                                    иди,  неси, …

                                               иду,  несу, …

                                               идешь,  несешь, …

Постепенно побуждая ребенка к совместному повторению таких форм, Б. М. Гриншпун  предложил  работать  сначала  не  над  грамматикой  существительных,  а  над  формой  глаголов  повелительного  наклонения  (дай,  на,  иди,  неси, …).

            При  формировании  фразовой  речи,  кроме  работы   над формированием  структуры  фразы,  важно   научить  ребенка  сочетать  слова  по  законам  грамматики.  Здесь  также  идем  от  простого  к  сложному,  то  есть  от  словосочетания  к  предложению.

            Работу  по  формированию  грамматического  строя  речи мы  вели  в  двух  аспектах:  лексическом  и  грамматическом. 

            Мы  применили  принцип  модельного  обучения,  предложенный Р. И. Лалаевой.  Работу  разделили  на  четыре  этапа:   

1.  Отработали  две  модели  (относящиеся  к  формальным):

     1  -    Это  мальчик.                     и л и                           Вот  мальчик.

               Это  школа.                                                            Вот  школа.

               Это  кошка.                                                            Вот  кошка.

               Это  письмо.                                                          Вот  письмо.

                                                                                                                 

         2 – модель  простого  предложения:

                                                           Кошка  сидит.

                                                           Мальчик  пишет.

                                                           Собака  лает.

                                                                      

         Здесь  особое  внимание  мы  уделили  использованию  лексики.

2. На  этом  этапе  мы  работали  над  усвоением  предложных  словосочетаний  типа:

         а/  предлог + существительное  (на  столе);

         б/  существительное + предлог + существительное   (птичка  в  клетке).

         Особое  внимание  мы  уделяли  усвоению  значения  предлога – через  инструкцию,  через  картинку,  но  в  основном  в  рамке  диалога,  обучая  ребенка  задавать  вопросы  и  отвечать  на  них:

            Собака  сидит  у  дерева?

           Да,  собака  сидит  у  дерева.

         Отрабатываем  две  модели  предложного  словосочетания:  утвердительную  и  отрицательную.

 3. На  третьем  этапе  мы  отрабатывали  разнообразные  грамматические   связи.   Основное   внимание   уделяли   глагольному   управлению,  когда  ребенок  должен   согласовывать   глагол   с  падежной  формой  существительного.   Здесь   у   нас   были   трудности в  усвоении  детьми  родительного  падежа.

4. Это  базовый,  центральный  этап.   Ему   было   отведено   больше времени.  На  четвертом  этапе   мы   учили  детей  сочетать  слова грамматически  при  распространении   предложения  за  счет  введения    прилагательных,  местоимений   и   числительных.  Учили    сочетать   слова  в  предложении  по  роду,  числу,  падежу.                                            

2 комментария:

  1. Спасибо, доходчиво объяснили, как заниматься с малышом, учить его правильно строить предложения.

    ОтветитьУдалить
  2. Благодарю за комментарий. В этой работе очень важно заниматься с ребенком систематически, поэтапно, от простого - к сложному.

    ОтветитьУдалить