понедельник, 24 октября 2011 г.

Формирование умений и навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи

   
       Речь – это  главное  средство  общения  между людьми. Наша   задача – научить  детей  правильной   диалогической  и монологической  речи.  Диалогическая   речь   легче,  она   развита практически у всех детей, но монологическая  речь часто бывает очень бедна. Для  развития связной монологической  речи,  мы  учим  детей  составлять  рассказы  по  картинке,  по  серии  картинок,  описывать  предметы,  пересказывать рассказы  и  сказки,  составлять  рассказы  по  сюжету,  придумывать  конец  рассказа  или  дополнительные  эпизоды,  заголовки   к  рассказам.   К   шести   годам   дети   должны   уметь пользоваться  структурами  развернутых  предложений:  сложносочиненных  и  сложноподчиненных.
      Я  в  своей  работе  использую  методику  формирования  у  детей  связной  речи,  которую  разработала профессор Валентина Константиновна  Воробьева.   Эта  методика  состоит  из  трех разделов:

1.         Ориентировочный.

2.         Знакомство  с  правилами  связной  речи.

3.         Закрепление  этих  правил  в  самостоятельной  монологи­ческой  речи.

      Кратко   расскажу   об  ориентировочном   этапе.  На  этом   этапе  учим  детей  на  слух  узнавать  образцы  связной речи, отличать  их  от  бессвязных  образцов,  и  формируем  у  детей  первоначальную  ориентировку  на  признаки  рассказа.

      Для этого я подготовила сопоставительные рассказы на карточках и использую их на  занятиях. Чтобы заинтересовать детей, даю какую-нибудь проблемную ситуацию. Дети    нашей группы очень хорошо усвоили этот этап, они научились правильно объяснять, почему   в одном  случае  рассказ  получился,  а  в  другом – нет.

      На этом этапе активизируем глагольную лексику и лексику прилагательных. Я подготовила фишки – зеленые прямоугольники и желтые треугольники. По набору таких слов,  дети научились угадывать предмет. Здесь же работаю над развитием памяти на линейный  ряд.

      Следующей  целью  в  моей   работе   было   развитие связной  речи  практическими  методами.   Для   этого   можно использовать  такие  игры:

1.  Игры на восстановление порядка картин серии с последующим составлением по ним  рассказа:

      - отобрать  из  ряда  картинок  только  те,  которые  иллюстрируют  прочитанный  перед  этим  рассказ,  разложить  их в  логической  последовательности;

      - восстановить   заданный   порядок   по   ранее   читаемому рассказу  (по памяти);

      - найти   ошибку  логопеда  и  восстановить  деформированный   порядок;

      - предложить  набор  каких – либо  картинок  (5 – 7),  например:  мальчик,  кошка,  окно,  телевизор,  рисунок,  клякса. Придумать  событие,  а  затем  расположить  картинки   по порядку  высказывания. Используем   и   другие   игры.

    Чтение  художественной  литературы  тоже  является приемом  развития  речи,  при   этом  нужно  научить  ребенка на  слух  дифференцировать  связное  высказывание  по  жанру (отличить   сказку   от   рассказа,   рассказ   от   стихотворения, стихотворение  от  загадки)  и  научить  ребенка,  внимательно прослушав  кусочек  рассказа,  выделить  главную  мысль.

      В  середине  учебного  года,  я  работала  над основным  этапом  в  этой  методике, учила детей  составлять рассказы  по  законам  смысловой  связи  предложений  и  правилам  соединений  предложений  между  собой,  то  есть  лексико-синтаксическим  способам  соединения  предложений. Для  этого  составляются  картинно-графические  планы  рассказов.  Я  составила  несколько  конспектов  занятий  по  этой методике.   На   таких  занятиях  дети  всегда  заинтересованы, внимательны,  легко  составляют  повествовательные  рассказы цепной  структуры. Для  составления  описательных  рассказов очень  помогают  сенсорно-графические  планы.          



Комментариев нет:

Отправить комментарий