пятница, 25 ноября 2011 г.

"Вот предлог простой..."

         В дошкольном возрасте особое внимание нужно обратить на активизацию слов, характеризующих пространственные отношения. Необходимо обращать внимание ребёнка на то, как расположены предметы в пространстве, учить словесно обозначать их местонахождение, используя для этого пространственные предлоги, сначала самые простые - в, на, под, с, из, а затем и более сложные - над, около (у), перед, посередине. Выражение пространственных отношений в русском языке достаточно сложно, поэтому овладение предлогами для дошкольников представляет определённые трудности, как на уровне понимания, так и употребления.


      Необходимо вести работу по усвоению детьми предлогов по принципу от простого к сложному. В повседневных жизненных ситуациях проводить упражнения для ознакомления детей с предметным миром, уточняющие понимание предлогов «на», «в», «под». Например, «Я поставила чашку на стол», затем говорим ребёнку: «Поставь чашку на стол», далее просим ребёнка сказать о том, что он сделал.
      Кроме повседневных жизненных ситуаций, пространственные предлоги можно употреблять и в особых дидактических играх. Затевая их, нужно помнить, что ребёнку хорошо бы не только понимать, где находятся предметы, но и уметь верно обозначать словом их местонахождение. Например, игра «Я спрячу, а ты найди», прячется какой-нибудь предмет, ребёнок ищет, после того как предмет найден. Ребёнку задаётся вопрос типа: «Где был…?», в более старшем возрасте «Откуда взял…?» Ребёнок отвечает: « Мишка под столом, на столе, в столе» и т. д.

         Включение предлогов в самостоятельную речь осуществляется в играх: « Кто на чем поедет?», « Что где растёт?», «Где карандаш?», «Выполни действие», « Скажи, куда мы положили», «Как бабочка летала». Следует вводить ситуации с предлогами в самые разные игры с детьми, придумывать шутки и путаницы. Например, «Что не растёт на ёлке? Что в стакане под стеклом».

         С целью оптимизации процесса усвоения дошкольниками предлогов, можно использовать короткие стишки, помогающие ребёнку запомнить предлог в его лексическом и грамматическом значении. Например,            «На цветочках бабочки,
                                                Под землёю червячки» 



«Поскорее просыпайся
Утром в садик собирайся.
Ведь на вешалке пальто
Ждет когда оденет кто»



«Села пчёлка на цветок
Под сосной растёт грибок»

 Успешному усвоению предлогов способствует тесное общение с детьми во всех сферах жизнедеятельности, наша речь с выделением в ней интонацией предлогов – как образец для детей, создание специальных игровых ситуаций, требующих от детей использования в речи предлогов. Только специально проводимая систематическая работа с детьми по формированию у них правильного использования предлогов в разных ситуациях даёт положительный результат.

Комментариев нет:

Отправить комментарий