пятница, 18 ноября 2011 г.

Игры и упражнения с чистоговорками

1. Развитие правильного звукопроизношения.
Использовать чистоговорки для закрепление звуков можно, когда идёт автоматизация звука  в словах и фразах. Придумайте с ребёнком слова на изучаемый звук, составьте фразу, а к ней чистоговорку. Для развития у детей выразительности речи, правильной дикции и для лучшей автоматизации звука предлагать произносить чистоговорку несколько раз, но с различной интонацией.
Задания: (автоматизация звука «с» – са-са-са в лесу идёт лиса)
а) Скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью)

б) Скажи голосом разным по тембру ( как мишка, мышка)
в) Скажи тихо-громко
г) Скажи медленно-быстро
д) Скажи выделяя разные слова (ударяем молоточком на разные слова)
Используем схемы (разные кружки по величине, по частоте), картинки, игрушки, театр
2. Развитие фонематического слуха
С детьми среднего и старшего возраста проводится более сложная работа по развитию фонематического слуха. Для привлечения детей к звучащему слову, для развития звуко-слогового анализа можно также использовать чистоговорки.
Задание на карточках:
а) Добавь слог с определённым звуком:
са-са-са – ли…,  са-са-са – колба…
б) Прошагай по слогам: ла-ла – ост-ра-я пи-ла
в) Закончи чистоговорку: са-са – … (каша, коза, коса)
г) Подбери слово с заданным звуком: са-са – лиса (хитрая, рыжая, пушистая, смелая)
д) Повтори не ошибись: су-шу, су-шу – я письмо пишу
е) Поменяй звук: ал-ал- бал ( «л» на «р»), са-са – крыса ( часто повторяющийся звук на «ш»
3. Развитие словаря, грамматики и связной речи.
С помощью чистоговорок можно учить детей употреблять предлоги, согласовывать слова, придумывать новые слова, составлять небольшие рассказы.
Задания:
а) Ответь чистоговоркой на вопрос: ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла, использовать схемы)
б) Назови чистоговоркой один-много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис)
в) Ответь чистоговоркой  какой или какая, что делает (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла, ла-ла-крутится юла)
г) Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей)
д) Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра—высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)
е) Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?
          Работая в данном направлении, хочется отметить, что чистоговорка как рифмованная фраза с часто повторяющими звуками вызывает интерес к занятиям, даёт возможность быстрее усвоить материал, активизирует воображение ребёнка.

     

Комментариев нет:

Отправить комментарий