Руководство коррекционной работой по формированию правильной речи у дошкольников осуществляется учителем-логопедом. Основной этап взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей предполагает динамическое наблюдение и контроль состояния речи детей, осуществление коррекционно-педагогической работы, раннее определение неблагоприятных факторов, препятствующих коррекционному воздействию. Коррекционно-развивающее направление предусматривает преодоление речевых нарушений и включает: работу по практическому усвоению детьми лексических и грамматических средств языка; развитие связной речи.
В течение всего дня педагог обязательно использует индивидуальную форму работы на режимных моментах:
В течение всего дня педагог обязательно использует индивидуальную форму работы на режимных моментах:
- вопросы педагога предполагают употребление детьми в ответах грамматические конструкции, включающие глаголы единственного числа совершенного и несовершенного вида: - Что ты делаешь? – Я мою руки.;
- выполнение действий по инструкции педагога, включающие глаголы, близкие по смыслу: завязывать (шнурки), застегивать (пуговицы), мыть (руки), умываться (лицо) и т.д.;
- заучивание чистоговорок, потешек (по заданию логопеда), включающих правильно произносимые детьми звуки;
Необходимо оречевление ваших действий, которые вы и дети выполняют. Во время проведения режимных моментов, т.е. во время одевания и еды, педагог многократно проговаривает названия предметов (шуба, шапка, ложка, чашка ...), произнося диалог - образец, в процессе которого педагог спрашивает и сам отвечает. Названия предметов произносятся медленно и четко. Например: Что мы достали? Шубу. Что это такое? Шуба. Что сейчас мы надели? Шубу. Такие прямые инструкции как "Скажи", "Повтори!" не используются. Больше читаем вслух, рассказываем и показываем.
Таким образом, в работе педагога в течение всего дня: в режимных моментах, на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулке – придается большое значение развитию у детей умения понимать обращенную к ним речь. Основной акцент в коррекционной работе педагогом делается на закрепление у детей некоторых навыков диалога, составления простых предложений и, в итоге, короткого рассказа.
Важно стимулировать и поощрять речевую активность детей.
Эффективным способом для побуждения к речи является создание проблемных ситуаций. Так, если воспитатель кому-то из детей «забывает» положить клей, геометрическую форму, картинку и другое, ребёнок вынужден попросить недостающее. Кроме того, используются такие приёмы, как:
• выполнение ребёнком поручений и просьб со стороны взрослого;
• создание воображаемых ситуаций через имитацию речевых и неречевых звуков в процессе подражания животным и копирования действий взрослого;
• опосредованное общение через игрушку;
• показ, рассматривание и называние предмета, активные действия с ним;
• составление предложения по следам демонстрации действий, вопросам, картинке, опорным словам;
• чёткое проговаривание каждого слова в образце и замедление темпа речи взрослого.
• «оречевление» действий детей: одевание, раздевание, кормление, умывание. Воспитатель использует фразы: «Пошли мыть руки», «Сейчас будем мыть руки», «Пора мыть руки», «Сейчас будем заниматься», «Приготовьтесь к занятию» и т. д.;
• ответы на вопросы, обращения ребёнка;
• совместное обсуждение с учителем-логопедом темы ближайших занятий с учётом уровня речевого развития детей;
• совместное определение содержания занятий: требовать ли от ребёнка развёрнутых ответов на вопросы или ограничиваться пониманием инструкций взрослого;
• приёмы по формированию умения вслушиваться в речь, понимать её содержание. Развитие восприятия речи осуществляется во все режимные моменты; в процессе наблюдения, экскурсий.
Закрепление усвоенных речевых умений у детей с тяжёлыми нарушениями речи вне занятий проводится педагогом во время режимных моментов: одевание после сна на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание или мытьё рук перед каждым приёмом пищи, во время наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д. Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей. Например, когда дети умываются, педагог говорит о том, что они моют (лицо, шею, уши, руки), чем моют (водой, мылом, щёткой), какое мыло (душистое, белое, розовое, туалетное), чем вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками…).
В процессе игры педагог развивает умение взаимодействовать со сверстниками, учит подчинять или ограничивать свои желания в соответствии с правилами игры, осуществлять самоконтроль за своей речью и действиями.
Успешнее процесс научения будет протекать при оречевлении плана предстоящей деятельности сначала педагогом, а потом ребенком («Сейчас мы делаем уют в домике попугайчика, поменяем мутную воду и т.д.»)
У детей с ТНР встречаются как трудности с ответами, так и ошибочные ответы. В этих случаях педагог не делает замечания, которые вызывают негативную реакцию. Возможны такие варианты исправления ошибок, как:
• привлечение внимания всех детей к данному ответу, определение его правильности или ошибочности;
• предложение кому-то из детей исправить ошибки;
• повторение правильного ответа хором, затем индивидуально с ребёнком, допустившим ошибку, и др.
Одним из условий повышения качества коррекционно-педагогической работы является заинтересованность педагога в её результатах, желание и постоянная готовность оказать помощь ребёнку. Дети с ТНР очень чувствительны не только к содержанию обращенной речи педагога, но и к её интонационному оформлению. Речь педагога должна быть спокойной, без раздражения, нормального темпа, с соблюдением пауз между вопросом, заданным ребёнку, и его ответом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий