вторник, 15 ноября 2011 г.

Ринолалия

  Индивидуальная работа с ребенком - ринолаликом.
                             Обследование.
1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата:
    - полная расщелина мягкого и твёрдого нёба;
    - открытый передний прикус (прогения);
    - недокомплектность зубов;
    - малоподвижная (оперированная) верхняя губа;
    - носо-ротовое, поверхностное дыхание.
2. Звукопроизношение:
     - голос с резким носовым резонансом;
     - дефектное произношение всех согласных звуков.
3. Фонематический слух грубо нарушен.

 После обследования остальных компонентов речи, поставлено логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи 3 уровня.
                 Подготовительный этап (дооперационный)
1. Подготовка нёбной занавески к смыканию и предупреждение дистрофии мышц глотки.
         Предлагаем ребенку произносить звуки, которые поднимают нёбо (а, э) голосом средней громкости на мягкой атаке (дыхание + смыкание одновременно). Выполнять упражнения ежедневно до самой операции. 
         Для двигательной активности глотки нужны повышенные нагрузки, например:
         - стимулируем глоточный эффект – шпателем дотрагиваемся до задней стенки глотки, затем предлагаем ребенку сделать движение, когда ему хочется вырвать;
- предлагаем позевать;
- имитация свиста (зажав нос).
2. Коррекция дыхания – выработка направленной воздушной струи и нормализация соотношения вдоха-выдоха (удлинение ротового выдоха).
Применяем такое упражнение: зажать ребенку нос и предложить надуть щёки, затем нажать на щёки. Следить за тем, чтобы не было выдоха глотки; объяснить ребенку, чтобы он выдыхал только тот воздух, который находится между губ.
 Потом можно давать легкие упражнения на дутьё (ватка, пух, …).
Если не получается дуть, то можно начать от поплёвывания (крошки с высунутого кончика языка), убирая язык, получим дутьё.
После того, как появилась направленная воздушная струя, приступаем к упражнениям:
         - полулёжа на стуле;
         - стоя;
         - сидя.
Вырабатываем рёберное дыхание. Ладони тыльной стороной кладём на рёбра выше пояса, сделать вдох носом, разводя плечи в стороны, затем выдох суженными губами (дутьём), сводя локти вперёд.
Учим ребёнка поднимать и опускать диафрагму. Положить руку на живот и предложить ему живот втянуть и отпустить. Затем одновременно подтянуть живот и плюнуть губками и отпустить живот. Количество повторений упражнения постепенно увеличиваем. 
 3. Работа над слуховым вниманием и фонематическим слухом.
До операции учим различать и анализировать звуки в нормальной речи и дифференцированно воспринимать собственную речь:
- развиваем слуховое внимание (звучащие предметы, их направление, последовательность);
- даём понятие речевого звука, связываем его с каким-нибудь образом, например: "У" – волк, "З" – комар. Учим отличать правильный звук от искажённого, Учим определять, есть ли заданный звук в слове. Но ребёнок не должен произносить этот звук (невербально)
4. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
емся дооточный эффект - шпателемповышенные нагрузки, например:
 заключение: общее недоразвитие речи 3 уровня.Начинаем с артикуляционной гимнастики – подбираем индивидуально несколько упражнений.
В первую очередь упражнения для губ:
 - растягивать губы в улыбку;
 - вытягивать в трубочку;
 - поднимать верхнюю губу, закусив нижнюю;
 - закладывать язык под верхнюю губу и длительно держать ( если под верхней губой массивная уздечка);
 - горизонтально оттягивать губу и растирать её между пальцами (если губа рубцово усложнена и малоподвижна):
- учим удерживать открытый рот с оскаленными зубами;
- удерживать оскал, сомкнув зубы.
- удерживать плоские предметы губами (если не смыкаются губы).
Упражнения для языка:
- язык протягивать вперёд;
- укреплять и поднимать кончик языка (лизать тарелку, выпуклую часть столовой ложки широким языком);
- жевать язык (кусать);
- лизать вогнутую сторону маленькой ложки (если надо заузить язык);
- почёсывать кончик языка о верхние зубы (для подъёма);
- растирать альвеолы языком, катать конфетку (леденец);
5. Постановка звуков.
Звуки часто получаются смазанные, не чистые, но важно добиваться правильных артикуляционных укладов. При постановке звуков можно зажимать крылья носа.          
            Послеоперационный  этап.
  После операции звукопроизношение ухудшается. Приступаем к занятиям на 15 – 20 сутки с разрешения хирурга-стоматолога.
     Важны ежедневные занятия:
         - упражнения для активизации мышц глотки;
         - массаж;
         - жевательная гимнастика (можно жевать жвачку);
         - развитие подвижности нижней челюсти 
         - дыхательная гимнастика;
         - постановка гласных звуков;
         - сонорных звуков: М, Н, ЛЬ;
         - звонких щелевых: В, З, Ж;
         - глухих щелевых: Ф, С, Ш;
         - взрывных (звонких, затем глухих).
Согласные произносим между двумя гласными, не напряженно, коротко, а гласные плавно, на распев. Затем повторяем сочетания из двух слов, например: это Валя; а вон Аня; Оля упала; … .  После этого можно давать небольшие стихи, где много гласных: Одеяло убежало … . Не следует брать речевой материал насыщенный словами со стечением согласных. Можно упражняться в спряжении: я уехала, …;
я уехала на юг, она уехала в Ялту, … (третье слово меняем). Не следует много заучивать. Постоянно следить за дыханием (синхронно с фразой).
Послеоперационный этап очень важный, он пройдет быстро, если был дооперационный этап.

Комментариев нет:

Отправить комментарий