В процессе логопедической работы выяснилось, что большинству детей, страдающих моторной алалией звуки ставятся достаточно быстро, но автоматизируются трудно. Формируя звуковую структуру слова, особое внимание мы уделяли поэтапности работы:
1. Подготовительный этап (пропедевтический).
П. Формирование навыков правильного звукопроизношения.
Ш.Формирование умения правильного звукопроизношения в различных учебно-коммуникативных ситуациях.
1. Подготовительный этап (пропедевтический).
П. Формирование навыков правильного звукопроизношения.
Ш.Формирование умения правильного звукопроизношения в различных учебно-коммуникативных ситуациях.
1. Подготовительный этап. Перед нами стояли следующие задачи:
1 – развитие фонематического слуха;
2 – подготовка органов артикуляции к постановке звука, то есть отработка тех артикуляционных укладов, которые входят в состав артикулемы через специфическую артикуляционную гимнастику;
3–отработка базовых звуков,то есть тех, артикуляция которых встраивается в другие звуки.
П. Формирование навыков правильного звукопроизношения.
Постановка звуков у детей велась также, как и при других речевых нарушениях, но в нескольких случаях более результативной оказалась постановка звука в рамках слога, а не изолированного звука (твердые звуки совмещались с А, а мягкие звуки совмещались с И).
П. Формирование навыков правильного звукопроизношения.
Постановка звуков у детей велась также, как и при других речевых нарушениях, но в нескольких случаях более результативной оказалась постановка звука в рамках слога, а не изолированного звука (твердые звуки совмещались с А, а мягкие звуки совмещались с И).
Для автоматизации звуков я подбирала специальный лексический материал. Лучше всего звуки автоматизировались в стихах.
При дифференциации звуков, я сначала обязательно показывала ребенку, зачем нужно дифференцировать звук. Начинала со смыслового противопоставления: нужно дифференцировать потому, что от звуков зависит смысл слов (речевые небылицы). Дифференциация на материале слогов оказалась почти бесполезной. И поэтому, дифференциацию я проводила на материале слов, затем на материале текстов с постепенным усложнением лексического материала.
Ш. Формирование умения правильно произносить звук в любых ситуациях.
На этом этапе мы, совместно с воспитателями группы, старались воспитать у детей слежение за собственным звукопроизношением (самоконтроль). Мы ввели разнообразные поощрительные и штрафные фишки. В конце определенного периода времени, каждый ребенок подсчитывал количество фишек и сам оценивал свои результаты.
Мы применяли игры, ситуации, к которым подбирали текст, максимально наполненный данным звуком. Так приближали ребенка к реальной ситуативной речи. Это помогало детям правильно произносить звуки не только на логопедических занятиях, но и за дверью логопедического кабинета.
Комментариев нет:
Отправить комментарий