воскресенье, 6 ноября 2011 г.

Звуковая структура слова

         В процессе логопедической работы выяснилось, что большинству детей, страдающих моторной алалией звуки ставятся достаточно быстро, но автоматизируются трудно. Формируя звуковую  структуру  слова, особое  внимание  мы уделяли поэтапности  работы:
1. Подготовительный  этап (пропедевтический).
П. Формирование  навыков  правильного  звукопроизношения.
Ш.Формирование  умения  правильного  звукопроизношения в  различных  учебно-коммуникативных  ситуациях.


  1.  Подготовительный  этап. Перед нами стояли следующие задачи:
        1 – развитие  фонематического  слуха;

        2 – подготовка органов артикуляции к постановке звука, то есть отработка тех артикуляционных  укладов, которые входят в состав артикулемы через специфическую артикуляционную гимнастику;
        3–отработка базовых звуков,то есть тех, артикуляция  которых встраивается в другие звуки.
П. Формирование  навыков  правильного  звукопроизношения.
       Постановка  звуков  у  детей  велась  также,  как и  при  других  речевых  нарушениях,  но  в  нескольких  случаях  более   результативной  оказалась  постановка  звука  в  рамках  слога, а  не изолированного  звука  (твердые  звуки  совмещались  с  А, а  мягкие  звуки  совмещались  с  И).

      Для автоматизации  звуков я подбирала специальный лексический  материал. Лучше  всего звуки автоматизировались в стихах.

      При  дифференциации  звуков, я сначала  обязательно  показывала ребенку,  зачем  нужно  дифференцировать  звук.  Начинала со  смыслового  противопоставления:   нужно   дифференцировать  потому,   что  от  звуков   зависит   смысл   слов   (речевые небылицы). Дифференциация на материале слогов оказалась почти бесполезной. И поэтому,  дифференциацию я проводила на  материале  слов,  затем  на  материале  текстов  с  постепенным  усложнением  лексического  материала.
                     Ш. Формирование умения правильно произносить звук в любых ситуациях.
      На этом этапе мы, совместно с воспитателями группы, старались воспитать у детей  слежение за собственным  звукопроизношением (самоконтроль). Мы ввели разнообразные  поощрительные и штрафные фишки. В конце определенного  периода  времени,  каждый  ребенок  подсчитывал   количество   фишек и  сам  оценивал  свои  результаты.

      Мы применяли  игры, ситуации, к  которым  подбирали текст, максимально  наполненный  данным  звуком.  Так  приближали ребенка  к  реальной  ситуативной  речи.  Это  помогало  детям   правильно  произносить  звуки не только на логопедических  занятиях,  но  и  за  дверью  логопедического  кабинета.


Комментариев нет:

Отправить комментарий